Петербургский алкогольный рынок: конкуренты беспокоятся

Участники круглого стола

<BR><B>Участники круглого стола </B><BR><BR>Владимир Васильев, супервайзер отдела непрямых продаж ООО "Русская вино-водочная компания - Санкт-Петербург"<BR><BR>Герман Климовский, менеджер по маркетингу ООО "Русская вино-водочная компания - Санкт-Петербург"<BR><BR>Владимир Ушаков, генеральный директор ООО "Русская вино-водочная компания - Санкт-Петербург"<BR><BR>Олег Антон, заместитель директора по продажам АООТ "Комбинат пищевых продуктов"<BR><BR>Алексей Грымзин, начальник городского отдела сбыта ЗАО "Сварог"<BR><BR>Евгений Галкин, начальник службы маркетинга ЗАО "Сварог"<BR><BR>Сергей Боярин, генеральный директор ЗАО "Санкт-Петербургская алкогольная компания"<BR><BR>Антон Хохлов, генеральный директор ООО "Опытный завод "Нива"<BR><BR><B>Владимир Шардыко, помощник вице-губернатора, председателя КЭПП</B><BR><BR><B>Олег Коломийченко, руководитель Санкт-Петербургского территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ</B><BR><BR>Кирилл Шутов, учредитель ООО "ЛВЗ "Петровский"<BR><BR>Александр Казаков, генеральный директор ООО "Петербургская продовольственная компания"<BR><BR><B>Илья Тычинский, заместитель руководителя территориального управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Петербургу и Ленобласти</B><BR><BR>На количество выпиваемых россиянами спиртных напитков кризис не повлиял. Специалисты алкогольного рынка надеются, что кризис скажется на качестве, причем скажется положительно.<BR>На прошлой неделе "ДП" собрал за круглым столом представителей заинтересованных в нормальном развитии алкогольного рынка структур - оптовиков, производителей, контролирующих органов (они же исполняли обязанности потребителей). Практически сразу выяснилось два обстоятельства.<BR>Во-первых, гости "ДП" в алкогольное будущее Петербурга и России в целом смотрят скорее с оптимизмом, нежели c пессимизмом? назло кризису и прочим неприятностям. И оптимизм этот связан в том числе с расширившимися возможностями отечественных производителей спиртных напитков.<BR>А во-вторых, большинство участников круглого стола продемонстрировало твердую убежденность в том, что конкуренция на рынке должна быть цивилизованной, и даже имевшее место быть вмешательство в данный процесс со стороны некоторых чиновников не в состоянии серьезно повлиять на взаимоотношения производителей, оптовиков и розницы. Что, впрочем, считают специалисты, не исключает существования различных "советов и рекомендаций" - просто относиться к ним надо философски.<BR>Потому что главное - пить потребители меньше не стали. Следовательно, работать на этом рынке можно и нужно.<BR><BR>Герман Климовский: <BR>"Основной фактор, позволяющий сегодня компании-оператору выжить, - грамотная портфельная политика. Производителю же особенно важно повернуться лицом к потребителю.<BR>Вообще на ассортименте сказалось то, что кризис совпал с введением в Петербурге новых норм регулирования рынка. Несмотря на всю позитивность создания уполномоченных баз, это привело к вымыванию ассортимента с полок магазинов. Начиная с 1 сентября и до конца месяца в магазинах была представлена водка лишь нескольких петербургских производителей. Это еще больше, чем кризис, подкосило розничную сеть, которая потеряла колоссальные деньги. И ассортимент сократился из-за того, что не удалось быстро преодолеть переходный период. Только сейчас ассортимент более-менее расширяется.<BR>А что касается импортного ассортимента - не стоит, думаю, уделять сегодня такое пристальное внимание импорту вообще. В России, по разным данным, ежегодно потребляют от 210 до 280 млн декалитров алкоголя. И всего 2% из этого объема - импортная крепкая продукция. Cпрос на нее упал еще на 60-70%. И говорить сегодня о долях процента как о проблеме, наверное, не нужно".<BR><BR>Олег Антон: <BR>"Водка - это национальное достояние нашей страны. Французы гордятся своими коньяками, почему мы не можем гордиться водкой? Даже несмотря на то, что порой она и преподносится как продукт проблемный, криминальный.<BR>Что касается кризиса - он повлиял в первую очередь на состояние розничной сети. Многие магазины отказались от работы с алкоголем из-за постоянных проверок налоговых органов. Кроме того, магазины стали задумываться - какой товар брать, с какими поставщиками работать. А поставщиков с легальным пакетом документов - не так уж и много".<BR><BR>Алексей Грымзин: <BR>"На алкогольный рынок кризис никак не повлиял. Кризис сказался на экономике страны в целом, расставив все на свои места. И сегодня те производители алкоголя, которые работали 6 последних лет, имеют серьезные шансы завоевать российский рынок. <BR>Импорт ведь всегда и во всех странах был дорогим, и везде пьют отечественные напитки. Мы, как фирма, специализирующаяся на импорте, сегодня тоже достаточно серьезно отрабатываем "российский портфель". Ассортимент в магазинах не то чтобы сузился - он несколько переориентировался: в рознице можно встретить более широкий ассортимент российских напитков и не столь полно, как раньше, представлены напитки импортные".<BR><BR>Сергей Боярин: <BR>"Кризис - в стране, а не в алкогольной промышленности. Поэтому на ассортименте и качестве товара происходящее не отразилось. Просто, наверное, сузилась ниша продавцов и производителей алкогольной отрасли. Главная черта в нынешней ситуации - открытость заводов, оптовых компаний, их четкая работа, их мобильность.<BR>С введением регулирования оптовых баз в Петербурге пошла замена продукции низкого качества на хорошую продукцию. Ту, которая до сих пор не могла попасть на магазинные прилавки, - хорошее качество всегда стоит определенных денег. В связи с этим немного подросли цены на алкоголь в Петербурге".<BR><BR>Антон Хохлов: <BR>"Есть еще один очень серьезный фактор - резкое увеличение объема нелегальной продукции. Сегодня доля таких напитков - от 50 до 70%. Это серьезно влияет на экономическое положение на алкогольном рынке. Резко увеличилось поступление поддельных специальных марок, причем настолько высокого качества, что они не определяются используемыми в Петербурге приборами - только приборами в Москве.<BR>Кроме того, внешнее оформление подделок стало столь высоким, что порой трудно отличить фальсифицированную продукцию от заводской по внешнему виду. Отличима она лишь по содержимому, причем выясняется это иногда на больничной койке".<BR><BR>Кирилл Шутов: <BR>"После кризиса удивительным фактором стала смычка производителей и налоговых органов. Если раньше между ними был антагонизм, мы налоговиков боялись (лично я, например, боялся), то сейчас хоть определенный пиетет остался, но появилось понимание, что нужно работать сообща. После кризиса стало ясно, что рынок ликероводочной продукции является социально значимым. Впервые я понял, что это - нормальная работа, которую надо делать честно, и тогда, вероятно, можно существовать в ладу и с конкурентами, и с налоговиками, и со своей совестью".<BR><BR>Александр Казаков:<BR> "Российский кризис и петербургское регулирование рынка наложились друг на друга. Посткризисное влияние - практически исчез импортный алкоголь. В этом отношении стало проще работать отечественным производителям. Однако увеличилась цена используемых импортных компонентов, и поэтому стало проблематичным развивать дальше качество оформления.<BR>Последствия регулирования рынка - на первом этапе иногородние поставщики оказались несколько отрезанными от Петербурга. Сегодня конкуренция вернулась в нормальное состояние: в магазинах - полный ассортимент по российской продукции. Кстати, я думаю, что в течение декабря исчезнут проблемы и с импортом".<BR><BR>Илья Тычинский: <BR>"Ассортиментный перечень сузился, и тому есть несколько причин. Импортная продукция объективно исчезла с прилавка в связи с введением лицезирования на импортируемые напитки крепостью свыше 28ш. По данным таможенных органов, в 1998 году был только один случай ввоза через Северо-Западный акцизный пост крепкой алкогольной продукции на основании лицензии. Поэтому, например, исчез импортный коньяк.<BR>Вторая причина сужения ассортимента - усилилась борьба с нелегальным производством и оборотом алкоголя. На прилавках стало меньше нелегальной продукции. Увеличились ассортимент и оборот легальных производителей, в первую очередь - петербургских. Плюс дополнительные ограничения, введенные в Петербурге и Ленобласти. В городе это не так заметно, как в области: там ассортимент крепких алкогольных напитков в каждом магазине сузился до 2-4 наименований". <BR><BR>Олег Коломийченко:<BR> "Снизилась конкурентная борьба. Показатель - существенно возросшие платежи в бюджет, поступление акцизов. Объемы продаж наших производителей в результате введения ограничений выросли. Ни в ценовой политике, ни в технологии изменений не произошло. Следовательно, рост продаж - результат создания тепличных условий с помощью ограничений. То есть к снижению конкуренции привел субъективный фактор. А я уверен, что многие регионы могли бы сюда поставлять достаточно высококачественную продукцию, если бы не было ограничений. С точки зрения моего ведомства, распоряжение губернатора, которое мы санкционировали после многократных согласований, - это на нынешнем этапе было неизбежное зло. Однако если акцизы будут платить по месту реализации, то интереса у местных властей по сохранению подобного механизма уже не будет. Что касается ассортимента импортной продукции - я пока не вижу коренных изменений к лучшему. Не появился тот ассортимент, который был в начале лета - особенно по винам".<BR><BR>Владимир Шардыко: <BR>"Тот порядок, который утвержден и действует, рождался в тяжелой борьбе с Антимонопольным комитетом, но в борьбе цивилизованной и конструктивной. Хорош порядок, который в итоге принят, или плох - судить операторам рынка. Но мы всегда учитывали их мнение.<BR>Что касается конкуренции - с точки зрения КЭППа, конкуренция должна быть цивилизованной, основанной исключительно на экономике. Определяют конкуренцию три фактора: качество, цена и сервис. Те неожиданные обстоятельства, которые возникают и начинают влиять на рынок, конкурентную борьбу усложняют. Но тем не менее все определяют именно те три принципа, о которых я сказал".<BR><BR>Герман Климовский:<BR> "Государственные органы не диктуют сегодня, как и с кем работать магазину. Они рекомендуют, быть может. Но нет такого диктата, что приходит некий государственный чиновник и заявляет магазину - теперь это твой поставщик.<BR>Если же речь идет об объединении нескольких петербургских заводов, - это объединение именно заводов, это их инициатива. Я бы не назвал это диктатом, это программа, направленная на упорядочение работы с розничной сетью. А вообще-то некорректно обсуждать экономические приемы тех или иных компаний. Есть альянс производителей - так давайте дадим ему право на существование!"<BR><BR>Сергей Боярин: <BR>"Любая форма конкуренции должна приветствоваться, лишь бы она была корректна. Со своей стороны, мы к этому вопросу стараемся подходить корректно. Наверное, диктата нет. Просто каждый свой товар расхваливает по-своему".<BR><BR>Антон Хохлов: <BR>"Рекомендации для розничной торговой сети никакого значения не имеют. Розничная сеть настолько индивидуальна, что, кто бы ей что ни советовал, она все равно решать будет сама, по-своему".<BR><BR>Кирилл Шутов: <BR>"Напротив, работники розницы настолько сверхчувствительны, что любое появление милиционера, который пришел покупать водку, способно вызвать тихий ужас у директора. И любой совет, пусть даже объективно верный и дружеский, укладывающийся в рамки здоровой конкуренции, в ряде случаев воспринимается руководством магазинов не иначе как диктат. При этом настоящего диктата по сути и по форме не было. Но розница не всегда понимает различные подсказки со стороны более грамотных операторов алкогольного рынка. Хотя чем крупнее магазин, тем легче общаться с его руководством".<BR><BR>Александр Казаков: <BR>"Попытки воздействия на розницу конечно же имели место. Но уверен, что недавнее выступление Ильи Клебанова все расставило по своим местам. И теперь все производители, все оптовики будут конкурировать только должными методами, только экономически".<BR><BR>Илья Тычинский: <BR>"Был ли диктат? Судите сами. Звонок. Директор магазина задает нам вопрос - какие санкции будут применяться, если он возьмет продукцию не с той базы, с какой ему сказали брать. Звонок этот не на ровном месте родился. И когда были озвучены письма, которые поступали в торговые предприятия, природа таких звонков стала известна. Я бы не сказал с полной уверенностью, что это - диктат. Но направление адресов поставок было озвучено четко.<BR>Если же говорить о диктате со стороны контролирующих органов, - да, он есть. И всегда будет. Но диктат по реализации продукции качественной, а не указания, откуда продукцию брать".