Петербургские финансисты анализируют последствия кризиса

Минуло 3 месяца с того момента, как над страной разразился финансовый кризис. К ноябрю в Петербурге ситуация с платежами улучшилась, кредиты выдаются, банкоматы работают. C теми или иными потерями петербургским банкам удалось приспособиться к новым услови

<BR>Минуло 3 месяца с того момента, как над страной разразился финансовый кризис. К ноябрю в Петербурге ситуация с платежами улучшилась, кредиты выдаются, банкоматы работают. C теми или иными потерями петербургским банкам удалось приспособиться к новым условиям работы.<BR> <BR>Сергей Бажанов, председатель правления БалтОНЭКСИМ Банка:<BR>1. Ослабление крупнейших столичных банков дает возможность успешным региональным банкам стать кредитными учреждениями национального масштаба. И это можно отнести к позитивным последствиям кризиса.<BR>Кризис ускорил процессы консолидации в банковском сообществе, заставил банки обратиться к классическим источникам дохода, потребовал четкой кредитной работы, развития гарантийного бизнеса, что приближает петербургские банки к зарубежным стандартам работы. <BR>Из негативных последствий можно назвать потерю доверия со стороны многих вкладчиков, кризис ряда рынков (например, пластиковых карт, межбанковских кредитов), снижение доходов и общего числа надежных заемщиков, а также закрытие или пересмотр некоторых инвестиционных проектов, превратившихся в нерентабельные.<BR>2. Многие банки сегодня повышают требования к качеству обеспечения кредитов и увеличивают тарифы на обслуживание для малых и средних клиентов. Администрация города, как сверхкрупный клиент, стремится к большему контролю за банками-партнерами. Так, БалтОНЭКСИМ Банк и банк "Петровский", например, договорились с городом о передаче ему в доверительное управление 25%+1 своих акций.<BR>3. Стабилизация всей банковской системы в целом зависит от действий Правительства РФ, Центробанка и региональных властей. Что касается нашего города, то, на мой взгляд, в области расчетов в Петербурге кризис уже практически преодолен.<BR><BR>Ольга Казанская, председатель правления Балтийского банка:<BR>1. Петербургские банки еще раз доказали свою жизнеспособность и умение выстоять в непростой ситуации кризиса. Этому способствовал как высокий уровень менеджмента, так и структура клиентской базы городских банков, их ориентация на реальный сектор экономики. Главное негативное последствие - потеря кредита доверия со стороны населения к финансовой системе в целом и к банковской в частности.<BR>2. Что касается изменений в отношениях с партнерами, то сейчас мы работаем с ними в более тесном контакте, чем когда бы то ни было. <BR>3. С изрядной долей уверенности можно отметить, что самая острая фаза кризиса уже миновала. Однако говорить о скором и полном преодолении его последствий для банков пока рано. Для этого должен быть решен комплекс финансовых, политических и социальных проблем в масштабе всей страны. <BR><BR>Андрей Дубровин, директор Северо-Западного территориального управления банка "СБС-АГРО":<BR>1. Главное негативное последствие кризиса - безусловный отток клиентов, абсолютно не связанный с деятельностью нашего отдельно взятого банка. Мы оказались в одной лодке с государством, которому перестали доверять его граждане. Неожиданно и непривычно для себя мы столкнулись с проблемой неплатежей, порожденной, в частности, и недоверием банков друг к другу.<BR>В то же время кризис наглядно продемонстрировал значимость банков, имеющих мощную филиальную сеть и использующих современные банковские технологии. Именно эти банки имеют шанс полностью восстановить работу в нормальном режиме в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями.<BR>2. Взаимоотношения банков и клиентов - вопрос взаимного доверия в масштабах государства. Кризис показал, что нам необходимы законы, четко регулирующие отношения банков и клиентов в ситуациях форс-мажора, во время экономических и политических кризисов. Клиенты должны быть застрахованы от потери своих денег, а банки - от обвального вымывания средств по первому желанию клиентов.<BR>3. Сегодня наш филиал работает в привычном докризисном режиме. Однако говорить об окончательном преодолении последствий кризиса будем тогда, когда сможем рассчитаться со всеми вкладчиками.<BR><BR>Борис Ульянов, начальник Главного управления ЦБ РФ по Ленинградской области:<BR>1.-2. Финансовый кризис явился индикатором качества и надежности банков. Он показал, что наиболее жизнеспособными оказались финансово стабильные средние и мелкие региональные банки. Поэтому петербургские банки и регион в целом перенесли кризис с меньшими потерями, чем крупные московские банки и центр России.<BR>С другой стороны, утрата доверия клиентов к банковской системе в целом спровоцировала ситуацию, когда финансовое обслуживание бизнеса все более смещается в сферу наличного денежного обращения, а в расчетах возрастает доля иностранной валюты.<BR>3. Прогнозировать сроки ликвидации последствий кризиса невозможно по ряду причин. На мой взгляд, банковский кризис еще не преодолен, он продолжает развиваться на фоне общеэкономического кризиса в стране, который, в свою очередь, все больше приобретает черты составной части мирового экономического кризиса.<BR><BR>Дмитрий Ширяев, заместитель председателя комитета финансов правительства Ленинградской области:<BR>1. Я не вижу позитивных последствий кризиса для петербургских банков. А главный негатив в том и заключается, что они оказались втянуты в него после падения московских банков, многие из которых являлись контрагентами банков петербургских. <BR>2. Говоря о том, что изменилось в отношениях банков и клиентов, можно отметить перераспределение клиентов. Это вызвано тем, что банки, часто не по своей вине, не могут исполнить обязательства перед ними. Как результат, клиенты в массовом порядке переводят счета из неблагополучных банков в те, которым они больше доверяют. <BR>Еще одна проблема взаимоотношений банков и клиентов, - это безысходность, с которой сталкиваются последние, пытаясь вызволить "зависшие" в банках деньги. Дело в том, что в условиях, когда многие банки прекратили свою работу, зачастую невозможно точно определить, какие деньги "зависли", а какие все-таки дошли до контрагента. <BR>3. Я думаю, что если внутренние последствия финансового кризиса и удастся преодолеть, то внешние, которые касаются отношений с зарубежными банками, в течение многих лет еще не раз дадут о себе знать.<BR><BR>Александр Пустовалов, заместитель председателя правления ОАО "Промышленно-строительный банк":<BR>1. Негативные последствия кризиса одинаковы для всех банков, независимо от их региональной принадлежности. Самое главное и тяжелое - потеря ликвидности. А это означает только одно - банки просто не могут выполнять свои главные функции: проводить расчеты, кредитовать. Такая ситуация ставит под удар не только существование самих банков, но и существование их клиентов. В результате кризиса выжить удалось только тем банкам, которые ориентировались не на спекулятивные доходы, получаемые любой ценой, а вели осмотрительную, взвешенную экономическую политику. Я с гордостью могу сказать, что Промышленно-строительный банк, крупнейший банк региона, сумел устоять.<BR>О позитивных последствиях кризиса, я думаю, говорить не стоит. Жаль, что к пониманию некоторых моментов мы приходим через столь тяжелые потрясения. Например, в результате кризиса стало очевидно, что у нас в стране делать ставку на несколько банков-гигантов просто опасно. Во многих регионах сильные филиалы московских банков стали органичной составляющей экономики, "вросли" в нее. "Упав" в одночасье, они поставили под угрозу функционирование экономики региона в целом.<BR> Сильные связки "региональная власть - региональные банки" продемонстрировали свою надежность, сумели выстоять в самых сложных обстоятельствах.<BR>Стало также очевидным то, что банковская система должна быть более прозрачной с точки зрения отчетности. Особенно это важно, когда речь идет о банках, работающих с частными лицами, обслуживающих бюджетные счета. <BR> 2. Стали более значимыми долговременные партнерские связи, опыт работы с совместными проектами. Пожалуй, впервые за многие годы понятие "консервативный банк" получило явно выраженную позитивную окраску.<BR> Клиенты стали реально взвешивать соотношение рисков, связанных с недополучением доходов сегодня и с возможностью потерь собственных средств вообще. Банки же стали более жестко относиться к кредитным рискам. <BR> Ажиотаж, разразившийся в дни кризиса среди частных вкладчиков, привел к появлению достаточно серьезных проблем у всех банков, которые активно работали на этом рынке. Негативную роль в развитие ситуации вносили и СМИ, которые своими публикациями поддерживали панические настроения.<BR> За 2 кризисных месяца наш банк выдал около половины всех привлеченных ранее частных вкладов. Четкая, надежная работа принесла плоды - уже в начале октября приход по рублевым вкладам превысил их отток. А это значит, что клиенты верят в наш банк.<BR>3. Я думаю, что сегодня нужно говорить не о том, когда будут преодолены последствия кризиса, а о том, сколько времени потребуется для создания в России новой банковской системы. Сколько времени надо для того, чтобы начать и выстроить все с начала, все практически с нуля? У нашей страны впереди тяжелое время. И это не год и не два.<BR><BR>Дмитрий Панкин, председатель правления Санкт- Петербургского банка реконструкции и развития: <BR>1. Главные негативные последствия:<BR>- крах надежд на интеграцию в обозримом будущем российских банков (петербургских в частности) в мировую банковскую систему;<BR>- рынок "коротких" денег (межбанковские кредиты, ГКО) фактически прекратил свое существование, что ведет к снижению эффективности работы банков и к уменьшению возможностей по кредитованию реального сектора;<BR>- декапитализация петербургских банков (в валютном исчислении капитал банков сократился в 3 раза, а у ряда банков капитал - отрицательная величина);<BR>- падение доверия к банковской системе в целом.<BR>Главные позитивные последствия:<BR>- все негативные последствия сказались намного сильнее на крупных московских банках, мелкие и средние банки увеличили количество своих клиентов за счет их перетока из проблемных банков;<BR>- появились хорошие возможности кредитования экспортно ориентированных и импортозамещающих производств.<BR>2. Ряд корпоративных клиентов, перешедших к нам на обслуживание в период кризиса, произвели некоторую переоценку своих взглядов на взаимоотношения с банками, а именно:<BR>а) корпоративные клиенты, понесшие потери в проблемных банках, открывают, как правило, сразу несколько счетов в кредитных организациях;<BR>б) величина банка не является, как раньше, одним из основных критериев выбора. Так, наш банк, который по размеру собственного капитала и валюте баланса относится к числу средних банков, приобрел в августе-сентябре 1998 года корпоративных клиентов, которые ранее держали счета только в крупных банках;<BR>в) клиенты более тщательно знакомятся (всеми имеющимися у них способами) с финансовой историей банка за несколько лет, с изменениями в составе учредителей, отзывами о работе банка и т.д.<BR>Частные вкладчики с начала кризиса старались снять все виды вкладов и перевести их в валюту. По мере стабилизации ситуации и в связи с уменьшением свободной рублевой массы на руках у населения эти процессы замедлились. Вместе с тем по престижу российского финансового рынка был нанесен существенный удар. Многие частные инвесторы потеряли свои сбережения полностью или частично.<BR>3. Конечно, о воссоздании рынков и восстановлении доверия можно будет говорить в том случае, если Правительство и Центробанк не допустят грубых ошибок. Система межбанковских расчетов уже восстановлена. Воссоздание рынка "коротких" денег, рынка межбанковских кредитов, разделение банков на "живые" и "мертвые" займет 6-12 месяцев. На восстановление доверия западных инвесторов потребуется несколько лет.