00:0004 ноября 199800:00
24просмотров
00:0004 ноября 1998
Ставит крест на развитии промышленных предприятий
<BR><BR><B>Ставит крест на развитии промышленных предприятий</B><BR>Юрий Лаптев, генеральный директор ООО "Балт-аудит-эксперт"<BR><BR>На первое место в перечне тех проблем, которые делают нашу промышленность неконкурентоспособной, я бы поставил неадекватные методы менеджмента. <BR> Большинство наших хозяйственных руководителей сформировалось в профессиональном плане в советское время, при командно-распределительной экономике. Это преимущественно администраторы, причем агрессивные, ориентирующиеся на жесткие методы выбивания из подчиненных тех или иных результатов. В рыночных условиях такой менеджмент, конечно, не проходит. <BR><BR>Что бросается в глаза при работе с предприятиями?<BR>Теоретически любое мало-мальски приличное предприятие или фирма имеет маркетинговое подразделение. Но серьезного маркетинга нет почти нигде. <BR>Фактически в нашей консалтинговой деятельности, имея сотни реальных клиентов, мы буквально в единичных случаях сталкивались с серьезными маркетинговыми проработками, попытками глубоко разобраться в том, что делается на рынке. Как с точки зрения платежеспособного спроса, так и с точки зрения предложения. <BR>Рассуждения на уровне категории платежеспособного или неплатежеспособного спроса вызывают у специалистов промышленных предприятий легкое раздражение. А уж задать вопрос: кто еще делает такую продукцию, если имеются в виду зарубежные, а не отечественные производители, - это почти оскорбить менеджера. <BR>А спросить, во сколько подобное изделие обходится конкуренту, хотя бы на уровне экспертных оценок, и из каких слагаемых его себестоимость состоит, это значит либо ввергнуть в ступор допрашиваемого менеджера, либо он тебе быстро укажет на дверь.<BR>Тем не менее в сравнении со стратегическим планированием даже ситуация с маркетингом выглядит лучше. Чего у нас нет и в помине, даже в самых вроде бы приличных организациях, - это серьезного стратегического планирования, концепции развития бизнеса на долгосрочную перспективу. При его отсутствии начинается перемещение по течению волн и латание текущих дыр на тонущем судне.<BR>Усилилось понимание значения финансового менеджмента, появились почти на всех предприятиях специалисты, которые владеют в основном этой проблематикой, улучшились навыки работы с кредитными институтами и т.д. Но даже здесь нет системности, принципиального понимания очень многих вопросов. Пример. Почти все предприятия сталкиваются с нехваткой оборотных средств. <BR>Сама по себе нехватка оборотных средств - еще не катастрофа. Проблема в другом. Задаешь вопрос: есть ли на предприятии человек, который персонифицированно отвечает за управление оборотными средствами, то есть за решение одной из наиболее горящих, животрепещущих задач оперативного менеджмента. Либо получаешь уклончивый ответ: вот есть, мол, заместитель по экономике или финансовый директор; либо наталкиваешься на непонимание даже самой задачи: чего привязался с какой-то глупостью - какими-то оборотными средствами надо управлять, ну вот у нас там чего-то не хватает - берем кредиты, потом как-то перекредитовываемся. <BR>С одной стороны, явные подвижки в области финансового менеджмента, с другой стороны, отсутствие даже понимания постановки многих ключевых, более того, элементарных, в сущности, задач финансового менеджмента.