Тарифы: экономика в заложниках у политики

Петербург шагнул в кризис неподготовленным - без сформулированной тарифной политики.

<BR><BR>Петербург шагнул в кризис неподготовленным - без сформулированной тарифной политики. <BR>Между тем сегодняшние попытки такую политику разработать изначально обречены на неудачу из-за явного превалирования политических интересов над экономическими.<BR>После жилищно-коммунальной реформы 1996 года любые разговоры о необходимости пересмотра тарифов (естественно, в сторону увеличения) долгое время пресекались губернатором как вредительские.<BR>Но бесконечно не повышать тарифы было нельзя, и летом 1998 года губернатор поручил Комитету экономики и промышленной политики администрации Петербурга (КЭПП) совместно с Комитетом финансов ежемесячно индексировать стоимость жилищно-коммунальных услуг в соответствии с показателями инфляции (на основании данных Комитета государственной статистики Петербурга (Петербургкомстата)). На момент подписания данного распоряжения инфляция не превышала 1% в месяц.<BR><BR><B>В ожидании лучшего</B><BR>После этого случилось 17 августа с последовавшим ростом цен. Сентябрьские тарифы были проиндексированы на 5,8%. Однако уже в начале сентября стало очевидно: дальнейшая индексация в соответствии с данными Петербургкомстата невозможна.<BR>В итоге, как сообщил заместитель председателя КЭПП Виктор Студнев, в октябре индексация жилищно-коммунальных тарифов производиться не будет вообще. Из источников в администрации "ДП" стало известно, что был подготовлен проект распоряжения об увеличении тарифов на 10%, однако губернатор решил не принимать непопулярных решений. Во всяком случае, пока не будет адекватно повышена зарплата работникам бюджетной сферы.<BR><BR><B>Забота об избирателях</B><BR>В отличие от администрации, Законодательное собрание Петербурга (ЗС) готово к активным действиям. Депутаты решили в том числе заняться тарифами, подготовив два законопроекта - "О тарифной политике" (недавно он был принят в целом) и "Об оплате жилья и коммунальных услуг". Первый документ предполагает, что тарифы на транспорт должны повышаться не чаще 2 раз в год и не более чем на 5%. Согласно второму, устанавливать жилищно-коммунальные тарифы можно будет только городскими законами.<BR>Тарифная активность депутатов напрямую зависит от предстоящих в декабре выборов в ЗС: идет нормальное задабривание избирателей.<BR><BR><B>Транспорт ограничат</B><BR>Тарифы на транспорт городская администрация после долгих и мучительных терзаний решилась повысить недавно: с 15 сентября подорожал проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, вслед за этим в 2 раза поднялась стоимость пригородных путешествий. <BR>Предлагаемые депутатами 5%-ные ограничения на каждое следующее транспортное повышение выглядят довольно странно в условиях нынешней инфляции. Однако очередной пересмотр тарифов на транспортные услуги состоится не скоро, в связи с чем эти депутатские предложения - лишь констатация благих предвыборных намерений.<BR>"Устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги - это не прерогатива депутатов. Депутаты могут влиять на уровень тарифов в процессе принятия городского бюджета", - так прокомментировал "ДП" второй законопроект Виктор Студнев.<BR>Впрочем, главная тарифная проблема Петербурга сегодня не связана с расценками на жилищно-коммунальные услуги.<BR><BR><B>Суда не будет</B><BR>ОАО "Ленэнерго" решило не подавать в суд на петербургскую администрацию в связи с неисполнением решения Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) от 15 мая об установлении новых средних тарифов на электроэнергию и тепло. "Во-первых, мы всегда выступали категорически против "военных" действий. А во-вторых, события августа-сентября привели к тому, что, даже если бы сегодня город принял утвержденные ФЭК тарифы, это уже не решило бы проблемы. Точнее, решило бы ее малую часть", - объяснил "ДП" действия "Ленэнерго" генеральный директор Сергей Вязалов.<BR>По его словам, решено произвести новые расчеты по тарифам и направить их в Региональную энергетическую комиссию (РЭК). Сергей Вязалов не отрицает, что предстоящее решение РЭК во многом будет зависеть от политических аспектов, однако надеется, что "разум все-таки возобладает".<BR>Конкретные цифры по новым тарифным предложениям "Ленэнерго" пока не называются, однако руководство компании заявляет, что по-прежнему намерено "изменить структуру тарифов, снизив стоимость электроэнергии для промышленности". Кроме того, по словам Сергея Вязалова, речь идет о поднятии до себестоимости тарифа на тепловую энергию.<BR><BR><B>Больше тарифов</B><BR>Сергей Вязалов считает, что, если бы не кризис, с будущего года можно было бы говорить о начале снижения средних тарифов на электроэнергию на 1,5-2 копейки: "Однако сегодня выросли цены на топливо: летом мы покупали тонну мазута за 320-340 рублей, сегодня - уже за 500-550 рублей".<BR>Руководство "Ленэнерго" одной из главных задач считает ликвидацию перекрестного финансирования: ситуации, когда тарифы на тепло дотируются за счет тарифов на электроэнергию, а за население платит промышленность.<BR>Энергетики хотят максимально дифференцировать тарифы по группам потребителей: электрический транспорт, сельхозпроизводители, промышленность крупная и мелкая, непромышленные потребители.<BR>"Надо сделать так, чтобы потребители могли сами выбирать наиболее подходящий режим работы. Существующая тарифная политика, к сожалению, делать это не позволяет", - констатирует Сергей Вязалов.<BR>Видимо, принятие решения по новым тарифам на электричество и тепло станет одной из первых задач нового РЭК, который наконец окончательно сформирован и приступает к нормальной работе.