00:0014 октября 199800:00
19просмотров
00:0014 октября 1998
Петербургский издательский рынок целиком заражен опасным вирусом клонирования: новые издания-двойники появляются в городе почти ежемесячно.
<BR><BR>Петербургский издательский рынок целиком заражен опасным вирусом клонирования: новые издания-двойники появляются в городе почти ежемесячно.<BR>Изданий со схожими названиями в городе уже около десятка. Даже несмотря на кризис, когда в едином порыве сливаются банки, финансовые компании и другие структуры, газеты и журналы продолжают усердно делиться.<BR>Новейшими двойниками являются издания, посвященные недвижимости: еженедельники "Недвижимость и строительство Петербурга" и "Недвижимость Петербурга", имеющие удивительно похожие логотипы и одинаковые рубрики.<BR>Два издания намерены вести друг против друга войну не на жизнь, а на смерть. "Бойтесь подделок!" - такой девиз провозгласило одно; "Не перепутайте в утренней спешке!" - пишет другое.<BR>"Наша цель в том, чтобы остаться в этом сегменте рынка в одиночестве", - категоричен главный редактор "Недвижимости Петербурга", занимающий к тому же пост директора издательства "Издательская группа "Северная столица" Максим Кузахметов.<BR>"На рынке специализированных изданий - очень жесткая конкуренция. Идет война на уничтожение. Но тот, кто выживет, от противоборства только выиграет: скандал и совместная раскрутка, несомненно, пойдут ему на пользу", - говорит один из менеджеров газеты "Недвижимость и строительство Петербурга".<BR><BR>"Шанс" затем "Столица"<BR>Появлению "недвижимых" близнецов предшествовала более чем полугодовая прелюдия. В конце 1997 года редакция газеты "Недвижимость Петербурга" отделилась от Издательского дома "Шанс", в состав которого входила. Изданием газеты занялся Информационно-издательский центр (ИЦЦ) "Недвижимость Петербурга", в то же время права на логотип еженедельника продолжали оставаться у "Шанса". <BR>В июне 1998 года ИЦЦ учреждает и начинает издавать еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга", соблюдая преемственность как в оформлении газеты, так и в ее содержательном наполнении. <BR>В свою очередь, Издательская группа "Северная столица", выкупив права на марку у "Шанса", возобновила издание "Недвижимости Петербурга". <BR>"Наши конкуренты ставят на путаницу. Им ничего не остается, кроме того, чтобы нас копировать", - говорят в редакции "Недвижимость и строительство Петербурга".<BR>"Наше преимущество - неисчерпаемые ресурсы в виде других четырех изданий, пользующихся стабильным спросом на рынке. Большой комплекс позволяет нам минимизировать издержки. У конкурентов же все завязано на одном-единственном издании. В результате для рентабельности проекта нам достаточно четверти рекламы от той, что есть сейчас в "Недвижимости и строительстве Петербурга", - говорит Максим Кузахметов.<BR><BR><B>Любитель повторов</B><BR>В большинстве скандалов, связанных с изданиями-близнецами, фигурируют Максим Кузахметов и его издательство "ИГ "Северная столица".<BR>"Размножение изданий-близнецов - вовсе не наша стратегия, просто так сошлось. Следующий наш проект не будет ничего повторять. Хотя похоже или не похоже - это меня не волнует. У меня нет амбиций сделать что-то гениально новое, главное - чтобы проект приносил прибыль", - заявляет Максим Кузахметов.<BR><BR><B>Ничего хорошего</B><BR>Большинство участников рынка относится к делению почкованием крайне негативно. В этой оценке едины и предприниматели, и чиновники.<BR>Распространители тоже не в восторге от похожести изданий. "Казалось бы, должна возрасти конкуренция и, как следствие, качество отдельных изданий. Но этого не происходит. Потенциал газеты или журнала просто делится наполовину - издание становится слабее. Разделившись, издания начинают закулисные игры ради проникновения в сеть распространения. Мы оказываемся в острой ситуации: не попавшие в распространение издания сильно обижаются. Нам остается римский принцип "разделяй и властвуй", чтобы сотрудничать с издателями на наиболее выгодных условиях. Больше же всех страдает потребитель, постоянно путающийся в изданиях", - поделился наблюдениями генеральный директор компании "Метропресс" Олег Червонюк.<BR><BR><B>Сплошная путаница</B><BR>Неразбериха с названиями и изданиями превысила критический уровень: их путают даже сами руководители клонированных СМИ.<BR>"Одноименные названия путают и читателя, и распространителя, и рекламодателя. К сожалению, Закон о СМИ таков, что, немного изменив название, можно регистрировать новое издание. В то же время в судах Петербурга накопилось около 300 дел об аннулировании регистрации тех изданий, которые не выходят более года. Пока эти дела не будут завершены, мы не можем разрешить использовать их названия другим издателям. <BR>Например, блок Галины Старовойтовой долго не мог зарегистрировать газету "Северная столица", так как несколько лет назад существовала газета с подобным названием. Кстати, помимо газеты "Северная столица" в Петербурге недавно учреждена радиостанция с таким же названием. <BR>Я могу дать всем совет: читайте энциклопедию. Там можно почерпнуть большое количество идей или названия дореволюционных изданий. Хватит всем!" - рекомендует начальник Северо-Западного регионального управления Государственного комитета России по печати Юрий Третьяков.<BR><BR><B>Исповедь клонированного</B><BR>"Сейчас у многих газет есть множество приложений. Поэтому до сих пор многие читатели думают, что "Час Пик" и "Петербургский Час Пик" - это одно и то же. Более того, у меня уже тумбочка завалена исками по материалам, которые были опубликованы в газете-близнеце. <BR>Журналистам же нашей газеты постоянно приходится доказывать, что ты они верблюды и не из того "Часа Пик", с которым ньюсмейкер давно рассорился. <BR>А когда мы весной планировали рекламную кампанию, рекламисты нам говорили: "Делите ожидаемый успех надвое", подразумевая, что мы автоматически будем рекламировать и конкурента", - делится горестями главный редактор газеты "Час Пик" Владимир Топорков.