Пищевики вводят в бой резервы

Последние недели ознаменовались повышенной активностью предприятий пищевой промышленности: сообщения об открытии новых линий, о расширении ассортимента и поисках новых партнеров приходили в редакцию "ДП" одно за другим.

<BR><BR>Последние недели ознаменовались повышенной активностью предприятий пищевой промышленности: сообщения об открытии новых линий, о расширении ассортимента и поисках новых партнеров приходили в редакцию "ДП" одно за другим.<BR>Однако сами представители "пищевки" не склонны рассматривать это как некую тенденцию, свидетельствующую об улучшении ситуации на рынке. "Речь, скорее всего, может идти просто о временном совпадении", - говорят они.<BR><BR><B>Наработки прошлого</B><BR>Конец сентября для небольших предприятий, занимающихся пищепереработкой, оказался урожайным: ООО "Равиоли" приступило к выпуску новых сортов пельменей, ООО "Гепта" занялось модернизацией колбасного производства... В связи с этим появился соблазн сделать вывод: представители среднего "пищевого" бизнеса решили использовать кризис как повод вступить в борьбу с крупными производителями за передел сфер влияния. Между тем действительность далеко не так оптимистична.<BR>Как правило, запуску новой линии предшествует минимум 4 месяца предварительной работы. Соответственно, сегодня предприятия, объявляя о каком-либо событии, связанном с расширением производства, подводят итог работы, начатой в докризисные времена. Уверенно констатировать можно, пожалуй, лишь одно: пока предприятия не отказываются от ранее намеченных планов.<BR>"О расширении или модернизации производства объявили единицы. И это - наработки прошлого", - уверяет первый заместитель начальника Управления продовольственного комплекса петербургской администрации Олег Кузьмин. По его словам, в ближайшие месяцы будут новые крупные события в пищевой промышленности - например, "Петмол" до конца года намерен запустить новое производство детского питания. Работа же над этим проектом началась 3 года назад.<BR><BR><B>Верные друзья</B><BR>Уже в первые недели кризиса стало ясно: предприятиям-производителям придется искать замену импортному сырью. Искать, соответственно, внутри России или хотя бы в пределах СНГ. <BR>О постепенном переходе на отечественное сырье объявило ЗАО "Парнас-М". Задумались о местной сырьевой базе рыбопереработчики. Каждое второе предприятие спешит объявить о желании видеть свою продукцию в российской упаковке.<BR>Но отечественного сырья - прежде всего для мясопереработки - на всех не хватит. И конкурентные преимущества завтра получит тот производитель, который сегодня сориентируется быстрее соседа.<BR>Городские власти, в свою очередь, пытаются принять посильное участие в обеспечении местной пищевой промышленности сырьем (прежде всего - для снабжения конечной продукцией бюджетных организаций). По словам Олега Кузьмина, сегодня городу очень пригодились установленные за последний год контакты с другими российскими регионами: "В обмен на поставки промышленной продукции город получает зерно, спирт, подсолнечное масло". Но угроза сырьевого голода пищевой отрасли еще не устранена.<BR><BR><B>Вместо мяса - макароны</B><BR> Аналитики предсказывают серьезные изменения в структуре потребления: нехватку мяса и колбасы люди компенсируют хлебом, макаронами и крупами. Эту тенденцию подтверждает директор по инвестициям ОАО "1-я Петербургская макаронная фабрика" Владимир Марахонов: "Перед 17 августа мы выпускали 1800 тонн макаронных изделий в месяц. Когда начался ажиотажный спрос, перевели все линии на полную мощность, запустили даже законсервированную линию. В сентябре продали 2900 тонн. В октябре планируем выпустить 3100 тонн. После того как будет запущена новая итальянская линия, объем производства составит 4350 тонн макаронных изделий в месяц".<BR><BR><B>Хлеб - опять всему голова</B><BR>По словам Владимира Марахонова, его предприятие способно обеспечить Петербург и Ленинградскую область макаронами. Сырье есть - мельничные комбинаты "справляются с закупками зерна". При этом цены на муку поднялись в среднем на 10%, а сами макароны подорожали на 28% (речь об отпускных ценах). "Мы не будем проводить необоснованных повышений - только в силу необходимости", - обещает Владимир Марахонов.<BR>В свою очередь, исполнительный директор ассоциации "Хлебопеки Санкт-Петербурга" Александр Зорин считает, что если не будет "существенной инфляции", не надо бояться серьезного роста цен на хлеб. "В ноябре-декабре, когда в работу пойдет зерно нового урожая, мука подорожает на 10%", - рассказывает Александр Зорин. <BR>Однако он считает, что действия городских властей по ограничению торговой наценки могут в результате "погубить сеть реализации". <BR>"Сегодня торговому предприятию, которое специализируется на продаже хлеба, чтобы окупать себя при 15%-ной наценке, надо продавать минимум 2 тонны в день. Это способна сделать лишь фирменная торговля", - рассуждает он.