Филип Котлер проинспектировал российский маркетинг

В тяжелую годину экономического кризиса Россию посетил крестный отец маркетинга Филип Котлер - автор экономического бестселлера всех времен и народов "Основы маркетинга".

<BR><BR>В тяжелую годину экономического кризиса Россию посетил крестный отец маркетинга Филип Котлер - автор экономического бестселлера всех времен и народов "Основы маркетинга".<BR>Филип Котлер - одна из наиболее культовых фигур американского континента 1980-1990-х годов. По монументальности образа в ряд с Филипом могут встать разве что Дейл Карнеги, Арнольд Шварцнеггер да еще Билл Гейтс.<BR>"Основы маркетинга" начали продаваться в России в 1987 году. С тех пор тираж только официально изданных книг, по различным оценкам, составил от 2 до 3 миллионов экземпляров. С учетом же того, что долгое время данный труд выпускали все кому не лень, приведенную цифру можно смело умножить на 3. Большими тиражами в России издавались только Пушкин, "Унесенные ветром" и "Краткий курс истории ВКПб".<BR>Более того, до сих пор "Основы маркетинга" стабильно входят в десятку самых продаваемых на территории России книг по экономике.<BR>Но главный парадокс в том, что у Филипа Котлера... НЕТ ТАКОЙ КНИГИ. Ну не писал он ее, и крышка. "У Котлера есть книга "Маркетинг для предпринимателей". При переводе ей дали другое название. Но, что самое интересное, это далеко не главный труд Котлера. Основная его книга носит название "Маркетинг. Менеджмент", и ее, в принципе, он затем адаптирует для читателей различного уровня. Эта книга до сих пор не была издана в России. Так совпало, что как раз перед приездом Котлера это сделали мы", - рассказывает заведующая редакцией экономической литературы издательского дома "Питер" Лолита Волкова. Котлеру российский дебют его главной книжки, видимо, понравился, и он с удовольствием давал на ней автографы всем желающим.<BR>Как и каждый рядовой великий мыслитель, Филип Котлер излагает свои мысли весьма просто: "Что такое "применять принципы маркетинга"? Ну, например, в свое время специалисты глобальных компаний по выпуску моющих средств изумились, узнав, что в России хозяйки хранят стиральные порошки в ванной. Во всем мире это делают либо в кладовке, либо на кухне - в ванной только моются. И тогда компании разработали новую упаковку для порошков, из полиэтилена".<BR><BR><B>Эрмитажный маркетинг</B><BR>Изучение России Филип Котлер начал с Петербурга, а именно с Эрмитажа. Посетив главное святилище культуры Северной столицы, гуру от маркетинга остался очень недоволен. И дал несколько полезных рекомендаций.<BR>"Эрмитаж - самый великий музей, который я видел в своей жизни. Он абсолютно покоряет своим содержанием, но маркетинг в музее отсутствует напрочь. Например, киоски с сувенирами завершают работу за полчаса до закрытия музея. Между тем большинство посетителей делают покупки уже после просмотра экспозиции. Следовательно, все должно быть наоборот: киоски должны работать минимум еще полчаса после закрытия выставок. И, конечно, Эрмитажу необходимо иметь минимум три кафе, а не одно, как сейчас", - излагает Филип Котлер.<BR>Столь же безрадостное впечатление оставил у Филипа и Петербург в целом - опять-таки подвел маркетинг. "Я не встречал города, подобного Петербургу по привлекательности для туристов, но здесь ничего не делается для их привлечения", - считает Филип Котлер.<BR>Вероятно, Петербург оставил столь неизгладимый след в душе знаменитого теоретика, что, давая советы по борьбе с кризисом, Филип Котлер предложил ввести в России пост министра по маркетингу. При этом один из трех заместителей нового министра должен отвечать за туризм. <BR><BR><B>Антикризисный Котлер</B><BR>По оценке Филипа Котлера, Россия сейчас находится на второй стадии развития маркетинга (всего их пять) - на стадии ценовой конкуренции. До последней ступеньки (именуемой глобальным маркетингом), на которой сейчас находятся наиболее развитые страны, Россия, по его мнению, должна добраться лет через 20. <BR>Но главное, Котлер считает, что кризис и связанная с ним девальвация рубля могут сыграть для России в плюс: "Учитывая нынешнее отношение рубля к доллару и низкий уровень зарплаты, Россия может производить гораздо более дешевые товары, выводить их на мировой рынок и успешно вступать в ценовую конкуренцию". Для выхода на западные рынки нужно искать там партнеров - небольшие компании-нелидеры. Сделав их союзниками, а не конкурентами, российский производитель получает развитую инфраструктуру, знание рынка.<BR>Кстати, у Котлера есть приоритеты среди товаров с лейблом Made in Russia. Это водка "Столичная", в которой он ценит не только продукт, но и методы продвижения, и "Командирские часы".<BR>"Во время кризиса фирмы встают перед дилеммой - сохранить свою долю рынка или прибыль. Единственно правильный выход - жертвовать прибылью и расширять рынок, выходить на новые рынки. Естественно, нужно сокращать расходы (но ни в коем случае не расходы на маркетинг) и персонал, оборудование из основных средств превращать в ликвидные". И еще Котлер заметил, что во время кризиса люди вместо мяса едят супы и курицу, а также курят и пьют. Соответствующие выводы напрашиваются сами.