00:0021 сентября 199800:00
62просмотров
00:0021 сентября 1998
Когда российскую экономику заштормило, выяснилось: средние предприятия пищевой промышленности легче переносят "морскую болезнь", нежели фирмы-гиганты.
<BR><BR>Когда российскую экономику заштормило, выяснилось: средние предприятия пищевой промышленности легче переносят "морскую болезнь", нежели фирмы-гиганты. <BR>И это - несмотря на то, что небольшие компании-производители, работающие на продовольственном рынке, отнюдь не избалованы вниманием городских властей.<BR>В Управлении продовольственного комплекса уверяют, что доля всех малых предприятий пищевой промышленности в среднем не превышает 7% от объемов производства крупных компаний.<BR>Назвать долю рынка, приходящуюся на средние пищевые предприятия, в Управлении продовольственного комплекса не смогли: в статистике "середнячки" перемешаны с такими гигантами, как "Самсон", "Парнас- M" и "Петмол". Между тем именно средние предприятия все громче заявляют о себе на продовольственном рынке города. И именно они сумели наиболее гибко отреагировать на экономический кризис.<BR><BR><B>Проверили на гибкость</B><BR>"Крупным предприятиям во время кризиса выживать сложнее - они менее поворотливы. Небольшие фирмы моментально корректируют свою работу с учетом изменившихся условий", - считает председатель совета Фонда защиты отечественных товаропроизводителей и предпринимателей Сергей Покровский. <BR>С ним солидарен заместитель генерального директора по рекламе и маркетингу ЗАО "Арго" (производство колбасных деликатесов) Сергей Алексеев: "За эти недели мы изменили ассортимент: исчезли практически все товары средней ценовой группы, выросла доля дешевой продукции, объем производства дорогих деликатесных изделий почти не изменился".<BR>Еще одно преимущество небольших фирм-производителей - возможность гибко менять ценовую политику. По словам Сергея Алексеева, при необходимости "Арго" способен пересматривать прайс-листы "хоть каждые пять минут", в то время как компаниям-гигантам на различные согласования требуется дня три. <BR><BR><B>Меньше начальников</B><BR>С тысячами рабочих договориться сложнее, чем с сотней. А во время кризиса договариваться иногда приходится. "Можно убедить 50 человек в том, что сегодня надо потерпеть, может, даже какое-то время поработать в убыток. В большом коллективе этого не сделаешь", - убежден Сергей Покровский. <BR>Крупные предприятия не привыкли отказывать себе в управленческих затратах. Но большой аппарат свидетельствует о солидности лишь во времена стабильности - когда наступает кризис, эта "солидность" оказывается слишком дорогим удовольствием. "На предприятиях-гигантах очень большие постоянные издержки. И это создает им дополнительные трудности", - подтверждает генеральный директор ООО "Камея" (рыбопереработка) Ефим Швиндерман.<BR><BR><B>Мини-пекарни под угрозой</B><BR>Для того чтобы пережить тяжелые времена, небольшая фирма не должна быть слишком маленькой. <BR>По словам Ефима Швиндермана, его компании удалось за последние недели сохранить объемы производства в том числе и потому, что в эти дни закрылось очень много мелких фирм. "Если у производителя нет запаса оборотного капитала, ему не выжить: сырье сегодня можно купить только за наличный расчет, а торговля вовремя за проданную продукцию не рассчитывается", - говорит Ефим Швиндерман.<BR>На грани закрытия оказались десятки мини-пекарен. "Раньше мы муку покупали по 1,9 рубля за килограмм, теперь - по 6. Килограмм мака стоил 18 рублей, а сегодня предлагают заплатить 78!" - жалуется генеральный директор малого предприятия ООО "Валена" (хлебобулочные изделия) Елена Гузяева. <BR>По ее словам, теоретически ее фирма должна была бы поднять цены на свою выпечку в 3-4 раза, "но по этой цене никто покупать не будет". "Если сырье не подешевеет, малым хлебопекарным предприятиям придется закрываться", - констатирует директор "Валены".<BR><BR><B>Не числом, а уменьем</B><BR>Средние предприятия пищевой промышленности сегодня существуют обособленно. Они не входят ни в Ассоциацию работников пищевой и перерабатывающей промышленности, ни в какую-либо другую общественную организацию. Их не посещает с визитами городское руководство. Однако по совокупным объемам, поставляемым на городской продовольственный рынок, они вполне могут соперничать с гигантами пищевой индустрии. Прежде всего - в производстве мясопродуктов. Сергей Покровский считает, что примерно 50% выпускаемых колбас приходится на долю небольших предприятий. Коммерческий директор "Арго", в свою очередь, заявляет, что малые и средние фирмы поставляют на петербургский рынок около 60% мясных деликатесов местного производства. <BR>Производят небольшие фирмы и вареные колбасы, причем в объемах, сопоставимых с "самсоновско-парнасовскими". Однако большая часть продукции малых и средних предприятий вывозится в соседние области.<BR>"Задача крупных предприятий - выпуск массовой, "социальной" продукции. Небольшие предприятия должны работать с индивидуальным потребителем", - заявляет Сергей Покровский.