00:0014 сентября 199800:00
24просмотров
00:0014 сентября 1998
Вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации, директор Центра психологического консультирования Равиль Назыров отвечает на вопросы корреспондента "ДП", касающиеся изменения тактики поведения топ-менеджера в кризисной ситуации. "Карьерист" пре
<BR><BR>Вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации, директор Центра психологического консультирования Равиль Назыров отвечает на вопросы корреспондента "ДП", касающиеся изменения тактики поведения топ-менеджера в кризисной ситуации. "Карьерист" предполагает пока консультацию продолжать. Так что звоните и задавайте свои вопросы.<BR><BR>- Давайте оттолкнемся от конкретного примера: в одной фирме вообще запретили говорить о кризисной ситуации в стране. Правильно ли это?<BR>- Нет. Для обсуждения насущных проблем всегда отыщется место. Только менеджеры не будут знать, о чем говорят подчиненные. Считается, что самый эффективный способ развития работающих систем - создание инновационных экспериментов. Любой человек, причастный к разработке идеи, имеет право высказаться. Часто ценные идеи высказывает не топ-менеджер. Он у власти, вынужден починяться определенному ритму, выработанному стереотипу, все свои идеи он уже закрепил в решениях. Сотрудник, на собственной шкуре знающий, что происходит в фирме, полезен, особенно в нестандартных ситуациях.<BR>Не нужно загонять тревогу внутрь. Все современные виды терапии направлены на то, чтобы дать возможность человеку отреагировать на негативные эмоции. Хотя в момент высказывания можно ожидать эмоционального взрыва. Этого и боятся менеджеры. Но иначе проблемы копятся, и уже не разобраться, сама проблема напрягает или боязнь к ней приблизиться. Комплекс становится основой деструктивного процесса, который усугубляет нервозную обстановку и подрывает устойчивость фирмы. Если научиться свободно канализировать эмоции, дать время и место, где сотрудники высказываются в присутствии администрации, то постепенно высказывания переживаний приобретают обыденную форму и превращаются в штатную ситуацию. Таким образом снимается напряжение. Правда, менеджерам придется отвечать на какие-то вопросы, но, так или иначе, на них отвечать надо.<BR><BR>- В ситуации кризиса сотрудник становится более рассеянным, он неточно выполняет указания, делает ошибки. Следует ли топ-менеджеру ужесточать или смягчать наказание за ошибку?<BR>- При условии, что система поощрений и штрафов разумна, ее не нужно менять в зависимости от внешних обстоятельств. В экстремальных ситуациях лучше еще раз проговорить правила. Это потребует определенных эмоциональных затрат менеджеров, но на них не следует скупиться. Усиление наказания приведет к еще большему переживанию ситуации. Строить отношения на негативных эмоциях неверно, полезнее сфокусироваться на позитивной поддержке достижений сотрудников.<BR><BR>- Держать себя в форме достаточно трудно. Топ-менеджер тоже человек, где же ему можно расслабиться? В семье? Но и родных нужно поддерживать. <BR>- Когда лидер реализует свою профессиональную функцию, он не должен демонстрировать свои слабости. Топ-менеджеру по должности положено быть уверенным в себе. Только вне контекста профессиональной деятельности можно делиться переживаниями, сетовать, матом крыть Правительство. И лидера будут понимать, если он строго разделяет социальные роли.<BR>В семье по-другому: близкие отношения вообще не ролевые, а человеческие.<BR><BR>- Как реагировать менеджеру на обострившиеся личные проблемы сотрудников, которые обсуждаются на работе?<BR>- Если система хорошо отлажена, то болтать в ущерб производственному процессу невозможно. Нужно просто иметь время общаться рабочим коллективом в неформальной обстановке. Нормальная система рекреации помогает бизнесу. Место и время для личного общения должны быть запланированы, и тогда продуктивность работника будет выше.