Петербург дал отмашку "Морскому старту"

Международная компания Sea Launch ("Морской старт") 26-27 мая представила космодром и монтажно-испытательный комплекс, предназначенные для запуска космических аппаратов с поверхности океана.

<BR><BR>Международная компания Sea Launch ("Морской старт") 26-27 мая представила космодром и монтажно-испытательный комплекс, предназначенные для запуска космических аппаратов с поверхности океана. <BR>Российские и иностранные делегации посетили стартовую платформу Odyssey в Выборге и сборочно-командное судно (СКС) Sea Launch Commander в Морском порту Петербурга. Вскоре оба комплекса уйдут в базовый порт Лонг-Бич (Калифорния).<BR><BR><B>Кусок пирога</B><BR>Около 40 российских предприятий-подрядчиков Sea Launch выполнили за 2,5 года объем работ на сумму $150 млн. Финансирование велось за счет кредита Всемирного банка, который предоставлял $100 млн в год под гарантии Правительства РФ. На долю петербургских предприятий пришлось несколько десятков миллионов долларов. Наиболее крупный участник проекта - ОАО "Канонерский судоремонтный завод", который оснастил оборудованием СКС. Подробнее о нем "ДП" писал в №04, 49/98.<BR>Установку оборудования для запуска ракетоносителя на платформу выполнило ОАО "Квернер-Выборг верфь".<BR><BR><B>Наш табачок - ваш огонек</B><BR>Учредители Sea Launch связывают успех проекта с сочетанием различных идеологий, с использованием опыта специалистов разных стран. Владельцы Sea Launch: 40% - The Boeing Company (Сиэтл), 25% - ОАО "Ракетно-космическая корпорация имени С. П. Королева (РКК) "Энергия" (Москва), 20% - англо-норвежская компания Kvaerner, 15% - ГКБ "Южное" и ПО "Южныймаш" (Украина).<BR>Идея "Морского старта" родилась еще в 50-е годы, ее автором был знаменитый конструктор Сергей Королев. "Раньше эта идея казалась нам технически сложной, - рассказывает Юрий Семенов, президент и генеральный конструктор ОАО "РКК "Энергия". - Но начиная с 1995 года мы с компанией Boeing приступили к ее реализации. Мы решили проблему, соединив разные культуры".<BR>В то же время непосредственные исполнители работы именно столкновение "разных культур" считают одной из причин затянутости сроков. Сроки сдачи объектов - платформы и СКС - переносились несколько раз. Еще в январе 1998 года они были намечены на 31 марта.<BR>"Платформа должна была прибыть в Выборг в апреле 1996 года, затем срок перенесли на апрель 1997 года, - рассказывает Александр Масков, ведущий инженер ГП "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" (Москва). - Но пришла она только в мае 1997 года, а сроки сдачи остались прежними".<BR><BR><B>Первый старт</B><BR>Первый спутник планируется запустить в конце этого года.<BR>"У нас есть полная уверенность, что первый старт мы осуществим в октябре 1998 года", - смело заявил журналистам разных стран Юрий Семенов. Президент Sea Launch Ален Эшби сказал, что "подписано уже 18 контрактов на запуск спутника с морской платформы".<BR>Стоимость вывода ракетоностителя массой 5 тонн на орбиту - $70-100 млн. По мнению специалистов, это дешевле запуска с наземного космодрома, если учесть время доставки аппарата к месту старта: 7 дней вместо нескольких месяцев. Ален Эшби рассчитывает, что Sea Launch займет около 20% рынка запуска коммерческих спутников. Участники проекта предпочитают пока не говорить о его окупаемости, ссылаясь на большую конкуренцию. <BR>Однако в начале года один из российских участников Sea Launch, беседуя с корреспондентом "ДП", назвал ориентировочный срок - 6 лет.