00:0015 мая 199800:00
20просмотров
00:0015 мая 1998
"Вначале не было особых охотников получать концессии, потому что никто на железных дорогах тогда не наживался", - писал в мемуарах граф Сергей Витте.
<BR>"Вначале не было особых охотников получать концессии, потому что никто на железных дорогах тогда не наживался", - писал в мемуарах граф Сергей Витте. <BR>Вскоре разбогатевшие откупщики - Кокорев, Мамонтовы, Рюмин - заняли видное место в числе железнодорожных концессионеров. По свидетельству Витте, Самуил Поляков - "наиболее прославившийся из железнодорожных тузов".<BR><BR><B>Высокое покровительство</B><BR>Наживший первоначальный капитал на откупах, Самуил Поляков, сын мелкого торговца из Могилевской губернии, обращается к строительному делу. По слухам, он работал строительным рабочим и штукатуром в Киеве, десятником на шоссе, затем занимался транспортировкой стройматериалов. Он так и остался бы средней руки подрядчиком, не случись в его жизни знакомство с министром почт и телеграфа, любимцем царя графом И.М. Толстым. Поляков обратил на себя его внимание во время строительства шоссейных дорог для почтового ведомства, когда сумел оказать министру несколько "услуг". Вскоре министр дает Полякову место управляющего винокуренным заводом в своем имении в Харьковской губернии и одновременно сдает ему на оптовое содержание несколько железнодорожных станций. "Одаренный сметливостью и энергией этот умный и ловкий человек, по характеристике современников, умел приобретать связи и их эксплуатировать", - писал современник.<BR>В 1865 году на строительстве Рязанско-Козловской дороги Поляков становится одним из главных поставщиков строительных рабочих и материалов для оптового подрядчика Мекка. Через год решался вопрос о продолжении дороги. <BR>Поляков привел в действие свои связи и получил предложение от Воронежского земства стать оптовым строителем железной дороги. <BR>Реализация акционерного и облигационного капитала удалась Полякову без труда: большую часть акций, выпущенных в связи со строительством дороги, он оставил за собой, заложив их берлинским банкирам в ожидании возвышения цен. Акции на 500 тыс. рублей были отданы графу Толстому в качестве "вознаграждения за содействие". <BR>Толстой помог Полякову получить еще одну концессию - на постройку дороги Курск-Харьков-Азов. Конкуренция за этот подряд была очень сильна. По ходатайству Толстого, император Александр II утвердил мнение большинства комитета министров оставить дело в руках Полякова. Меньше чем через месяц Толстой умер. <BR><BR><B>Проблемы качества</B><BR>Поляков очень спешил. Первый участок новой дороги был открыт в июле 1869 года, второй - в декабре. Его критиковали за качество строительства. Особая комиссия министерства путей сообщения с большой поспешностью провела освидетельствование дороги и, окропив дорогу шампанским на всем ее протяжении от Курска до Ростова, разрешила движение, а Поляков получил весь строительный капитал сполна. <BR>Спустя несколько лет комиссия барона Шернваля пришла к заключению, что дорога построена "на живую нитку" и ее нужно достраивать 5-6 лет. Большая часть работ велась без предварительного утверждения проекта. О злоупотреблениях и безобразиях Полякова кричали газеты. Дело замяли, и хотя Полякову пришлось уйти с поста председателя правления своих дорог, он сохранил контрольный пакет. <BR>Угроза выкупа частных железных дорог возникала не раз. В начале 1888 года Поляков продает в большом количестве ценные бумаги своих дорог во Францию, Бельгию, Голландию, взвинтив на них цену до крайности. <BR>17 октября 1888 года под Харьковом в катастрофу попадает царский поезд. Император с семьей чудом уцелели. <BR><BR><B>Политика</B><BR>Но Поляков эксплуатировал политические мотивы. Правительство доверило ему строительство Бендеро-Галицкой и Фратешты-Зимницкой дорог, имевших военно-стратегическое значение во время русско-турецкой войны (1877-1878). Он построил 285,5 верст за 3 месяца 12 дней. Эта концессия была выдана в порядке исключения. Подрядчик получил из казны 4,5 млн рублей серебром в качестве вознаграждения. <BR>Авторитет Полякова растет, и он получает в управление еще ряд дорог. Однако попытка прибрать к рукам Николаевскую дорогу (самую доходную в Европе) была неудачна. <BR>В 1867-1869 годах из общего количества построенных в России дорог (7800 верст) Поляков построил 1/4 и привлек к работам более 70 тыс. рабочих.<BR><BR><B>Частная жизнь</B><BR> Самуил Поляков потратил на благотворительность не менее 3 млн рублей в надежде получить баронский титул. Не удалось.<BR>В Петербурге Поляков жил в приобретенном у графов Борхов особняке на Английской набережной. Одну из дочерей он выдал замуж за английского банкира Джеймса де Гирша, другую - за сына "железнодорожного короля" и банкира Абрама Варшавского. <BR>Самоубийство Варшавского, который был разорен, поразило Полякова. Он скончался во время похорон Варшавского, 7 апреля 1888 года.