Город должен научиться инвестировать в инвестиции

Сезон форумов и конференций начался в Петербурге как-то неожиданно рано. Делегаты и представители начали слетаться в город на Неве, не дожидаясь прихода белых ночей. На уходящей неделе в Петербурге прошли сразу два крупных мероприятия - Евроазиатская конф

<BR>Сезон форумов и конференций начался в Петербурге как-то неожиданно рано. Делегаты и представители начали слетаться в город на Неве, не дожидаясь прихода белых ночей. На уходящей неделе в Петербурге прошли сразу два крупных мероприятия - Евроазиатская конференция по транспорту и Второй международный инвестиционный форум Петербурга и Ленинградской области.<BR>Речь, как и полагается, шла о глобальном. Проекты, измеряемые в сотнях миллионов долларов, ласкают воображение и тешат самолюбие обитателей столичного города с областной судьбой.<BR>Именно о таких проектах говорил губернатор Петербурга, завлекая инвесторов в Нью-Йорке и Вашингтоне несколько недель назад. О них же, скорее всего, пойдет речь и во время предстоящего визита Владимира Яковлева в Лондон.<BR>Может быть, пьянящий воздух всевозможных заграниц заразил городских чиновников болезнью больших цифр. В Смольном с трудом воспринимают суммы, которые не могут занять все ячейки калькулятора. Понятие "инвестиция" на такие вложения, похоже, более не распространяется.<BR>В идеале, всякий большой проект должен приносить выгоды не только его участникам, но и городу. Говоря высокопарно - претендовать на роль локомотива какой-либо отрасли городской экономики. Пока таких локомотивов нет, хотя говорилось о них много, долго и красиво.<BR>Можно долго спорить, стали ли петербургские дороги лучше за последний год. Однако обильное финансирование работ позволило дорожникам закупить новую технику, одеть рабочих в яркую спецодежду. А это предполагает новые возможности для отрасли - улучшение качества работы, наращивание темпов ремонта дорог.<BR><BR>СТАРАНИЯ ГОРОДА ПРИВЛЕЧЬ очередные $100 млн иногда чрезмерны. В то же время "рядовые" инвесторы безуспешно чешут затылки, не зная, куда выгодно вложить заработанные тяжким трудом $10.000-50.000. А таких инвесторов много. И отдача от их вложений для города может быть гораздо выше, нежели отдача от реализации очередного грандиозного плана. Однако тактика стимулирования некрупных инвесторов у городского правительства по-прежнему отсутствует.<BR><BR>ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ требуется только одно - научиться целенаправленно инвестировать в будущие доходы городской казны. То есть научиться инвестировать в инфраструктуру бизнеса. Эти вложения обязательно окупятся ростом налоговых поступлений, созданием новых рабочих мест, привлечением новых инвестиций, наконец.<BR>Однако свежайшие примеры вложения в инфраструктуру оптимизма не внушают. Когда вкладывались деньги в обустройство пешеходной зоны на Малой Конюшенной улице, задался ли кто-нибудь вопросом: "А как окупятся вложения?". Бесспорно, пешеходная зона создается прежде всего для пешеходов. Но что сегодня делать пешеходам на Конюшенной? Появились здесь кафе, рестораны, магазины? И вообще, задумывался ли кто-нибудь из инициаторов проекта, что жители первых этажей домов в районе пешеходной зоны откажутся покидать свои жилища без солидной компенсации? <BR><BR>ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ ГОРАЗДО ПРИЯТНЕЕ подсчитывать завораживающие нули, чем копейки мелких предпринимателей. Однако так мало крупных и судьбоносных проектов реально реализовано в Петербурге: в руинах Новая Голландия, для реконструкции которой обещали дать много сотен миллионов бизнесмены из Нидерландов. Очень неспешно развивается Жилищный проект Всемирного банка, который, как обещалось, даст толчок развитию всей стройиндустрии Петербурга. Реконструкция 130 квартала на Невском - ее также обещал финансировать Всемирный банк - и не начиналась. Зато победоносно стоят бесчисленные магазинчики, кафе, мастерские, которые обеспечивают работой тысячи людей, платят налоги и реально делают жизнь в Петербург лучше. Но об этих инвесторах в администрации Петербурга вспоминают мимолетно. <BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>