00:0024 апреля 199800:00
22просмотров
00:0024 апреля 1998
Хорошо подобранный коллектив способен творить чудеса. Но один сотрудник может свести на нет все усилия своих коллег.
<BR><BR>Хорошо подобранный коллектив способен творить чудеса. Но один сотрудник может свести на нет все усилия своих коллег. <BR><BR>Термин "экономический шпионаж" уже используется российскими предпринимателями, не только когда речь идет о зарубежных компаниях. Отечественные компании уже практикуют внедрение своих людей в коллективы конкурентов и партнеров. Делают они это отнюдь не для помощи ближнему.<BR>Другая угроза исходит от корыстолюбивых сотрудников или тех, кто готов по разным мотивам сообщить сторонней организации конфиденциальную информацию. Также опасно брать на работу человека, который психологически не готов выполнять возложенные на него обязанности или может стать очагом конфликта в коллективе.<BR>Предотвратить подобные проблемы берутся фирмы, которые занимаются психологическим сопровождением бизнеса. Некоторые специалисты готовы с помощью психологических методов содействовать во внутреннем расследовании, если паршивая овца все же завелась в коллективе. <BR>"В одном из банков произошла утечка информации. Подозреваемых не было. Обследовав коллектив, мы выявили группу риска из четырех человек. Это помогло службе безопасности выявить при дальнейшем расследовании того, кто совершил нарушение", - рассказал представитель директора Агентства деловой информации "NS Информ Плюс" Андрей Степанов.<BR><BR><B>Все внутренности на виду</B><BR>В Петербурге не менее 100 фирм предлагают решить проблемы с психологическим сопровождением бизнеса. Чаще всего они используют при подборе персонала тестирование кандидатов. <BR>Однако есть фирмы, которые используют различные методы для составления психологического портрета сотрудника или претендента на вакансию. Они изучают кандидата на должность по тому, как он зарекомендовал себя на предыдущих местах работы, проводят скрытую видеозапись для выявления неискренности в ответах на вопросы. Если работодатель не хочет, чтобы специалисты встречались с его потенциальным сотрудником, психологический портрет можно составить по почерку. Правда, этот способ, по словам Андрея Степанова, менее объективный и используется в российских условиях в крайних случаях. Он утверждает, что в Израиле прием на работу обязательно сопровождается анализом почерка. <BR>Полиграф (детектор лжи) также применяется для внутренних расследований или для проверки искренности принимаемого на работу при ответах на вопросы анкеты. Этот метод практикует, в частности, фирма "Локус-Контроль". Ее директор Андрей Лагин убежден в высокой эффективности подобного метода как при подборе работников, так и при внутренних расследованиях. <BR><BR><B>Ответственность лежит на работодателе</B><BR>Не все специалисты в области психологического сопровождения бизнеса согласны с тем, что можно избежать ошибок при исследовании мотивов и профпригодности персонала. "Вероятность правильной характеристики вряд ли может превышать 70-80%. Работодатель может как упустить хорошего работника, так и взять негодного, если будет доверяться даже профессиональным психологам. <BR>Правда, вероятность ошибки в том и другом случае составляет около 10%. Конечная ответственность лежит на работодателе. Психолог только дает информацию для размышления. Нужно долго общаться с человеком, чтобы снизить вероятность ошибки", - говорит менеджер, психолог-консультант "Биржи труда "Лиговская" Елена Соболева.<BR>Научный консультант ГП "Иматон" Александр Зайцев скептически относится к определению характера по почерку и использованию детектора лжи. <BR><BR><B>Время не пришло</B><BR>Спрос на услуги психологического сопровождения бизнеса еще невелик. Даже охранные предприятия, где надежность специалистов очень важна, не всегда используют помощь психологов. Большинство предприятий используют рекомендации и собеседования при подборе персонала. <BR>"Психологическое обеспечение безопасности бизнеса - это хорошо, но мы еще не можем себе позволить платить за подобные услуги. Я предпочитаю тестировать сотрудников самостоятельно путем многочасовых бесед. Даже по знакомству сейчас очень опасно брать человека в фирму. В подборе персонала также очень важна интуиция", - делится опытом директор гостиницы "Чайка" Халит Сейфетдинов.