00:0008 апреля 199800:00
8просмотров
00:0008 апреля 1998
Отечественные производители обуви готовятся потеснить господствующих на рынке импортеров. Для этого они уже обзавелись современным оборудованием и накопили определенный опыт работы в рыночных условиях.
<BR><BR>Отечественные производители обуви готовятся потеснить господствующих на рынке импортеров. Для этого они уже обзавелись современным оборудованием и накопили определенный опыт работы в рыночных условиях.<BR>С 1990 года российские обувщики каждый год теряли позиции на местном рынке. Не являются исключением и петербургские фабрики, которые сократили объем производства за 6 лет более чем в 30 раз (см. "ДП" №74/96). <BR>Общий объем продаж обуви в Петербурге падал до 1996 года, но за 2 последних года вырос и достиг уровня 1990 года. Отечественные производители не смогли сразу отреагировать на рост спроса. Их объемы производства в 1996 году продолжали падать. Прошлый год, возможно, стал переломным в борьбе российских обувных фабрик и импортеров за место под солнцем. <BR><BR><B>Первые признаки</B><BR>О возможности увеличения доли на рынке отечественных производителей говорят не только петербургские производители, но и оптовые компании. <BR>"При наличии большего количества оборотных средств отечественные фабрики уже сейчас могли бы занять больше места на рынке", - говорит менеджер ООО "Импэкс Лтд." (оптовая торговля обувью) Евгений Неверов. Однако пока оптовые компании специализируются на импортной обуви как из дальнего, так и из ближнего зарубежья. "Отсутствие оптового звена не позволяет производителям работать сразу на все российские регионы. Они, как правило, ограничиваются продажами в своем и соседних регионах", - говорит заместитель коммерческого директора по маркетингу АО "Скороход" Александр Суворов.<BR>Некоторые признаки предстоящего контрнаступления уже заметны. Петербургские производители увеличили объемы производства в прошлом году на 6%. Доля импортных женских туфель, согласно данным Петербургкомстата, в городе сократилась с 88% в 1996 году до 87% в 1997 году. В Ленинградской области позиции импортных мужских полуботинок за этот период пошатнулись более значительно - с 78 до 61%. <BR>"Все крупные российские фабрики уже могут выпускать обувь, которая не уступает импорту. Значительному росту производства препятствуют слабая технологическая оснащенность и нехватка оборотных средств. Большую часть комплектующих приходится закупать за рубежом. Поэтому от разработки модели до начала ее серийного производства проходит большой срок. Инертность российских производителей в смене моделей также препятствует их конкурентоспособности. Однако чем дальше, тем больше на рынке будут представлены отечественные обувные фабрики", - уверен Александр Суворов.<BR><BR><B>По стопам пищевиков</B><BR>Проблемы российские обувные фабрики постепенно решают, а продвижению качественной обуви иностранного производства по-прежнему препятствуют таможенные барьеры. Зарубежные ботинки и туфли хорошего качества стоят дороже аналогичных моделей, сделанных на российских фабриках. Поэтому российские обувщики имеют все шансы основательно закрепиться на рынке, как это уже сделали пищевики и готовы сделать производители одежды. <BR>Однако перелома в сознании потребителей пока не произошло. Отечественная обувь еще не получила признания, в отличие от продуктов питания. "Покупатели убеждены, что отечественная обувь обязательно должна быть раза в полтора дешевле импортной. Даже если ее качество не хуже", - опечален Александр Суворов.<BR>Производители и эту проблему решают. Согласно экспертным оценкам операторов рынка, на обувь зарубежного происхождения приходится 80% продаж. Но каждый четвертый импортный ботинок на самом деле сделан в России. Торговые марки известных зарубежных компаний используются местными фабриками как легально, так и пиратским способом.<BR><BR><B>"Челноки" уходят или укрупняются</B><BR>По словам оптовиков, отношение петербуржцев к обуви, завезенной "челноками", постепенно меняется. "От этого рынка потребители отворачиваются", - утверждает заведующий склада-магазина ЗАО "Внешобувьторг" Игорь Шевченко. Заместитель генерального директора ООО "Русское дело" (оптовая торговля обувью) Олег Павлов считает, что за последнее время резко уменьшились поставки "челноков": "Их доля на рынке составляет сейчас около 10%".<BR>Правда, не все оптовые торговцы согласны с такими оценками значимости челноков. Некоторые считают, что провоз обуви через таможню физическими лицами если и упал, то ненамного. Хотя число перевозчиков заметно уменьшилось, оставшиеся в этом бизнесе предприниматели увеличили объемы торговли. "Примерно половину импортной обуви завозят "челноки", - предполагает Евгений Неверов.<BR><BR><B>Больше, лучше, моднее</B><BR>Снижение популярности "базарной" торговли обувью, по наблюдениям оптовиков, подтверждается тем, что покупатель стал гораздо требовательнее. Ему нужны гарантии качества покупаемой продукции. Нестационарная торговля таких гарантий дать не может. <BR>"Увеличиваются продажи более качественной обуви. Если раньше оптовик мог успешно торговать одной-двумя моделями, то сейчас он должен постоянно расширять ассортимент. Кроме того, сократился временной разрыв между появлением современных моделей, например - в Италии и в России", - характеризует рынок Олег Павлов.