00:0003 апреля 199800:00
242просмотров
00:0003 апреля 1998
ВНовой деревне, на берегу Большой Невки, в 1834 году было открыто "Заведение искусственных минеральных вод", чей увеселительный сад простирался до Черной речки.
<BR><BR>ВНовой деревне, на берегу Большой Невки, в 1834 году было открыто "Заведение искусственных минеральных вод", чей увеселительный сад простирался до Черной речки. <BR>С мая по сентябрь здесь отпускали за плату лечебные ванны, а желающие пили целебные воды, изготовлявшиеся по рецепту известного химика Фриче. Однако здесь не только лечились, но и развлекались на балах. В саду и залах работали буфеты, а владельцы окрестных дач любили устраивать в саду игры. В "Минерашки" вывозил жену - красавицу Наталью Гончарову - Пушкин.<BR>Петербуржцы фамильярно называли "Заведение..." "Минерашками". Историк Петербурга Михаил Пыляев писал: "Здесь (в 1840-х годах. - П.А.) 2 раза в неделю по вечерам играл оркестр музыки под управлением капельмейстера Германа, который до этого играл в Павловске. Публика на вечера стекалась в большом количестве; почти вся наша аристократия приезжала сюда в своих экипажах и каталась цугом перед музыкальной эстрадой". <BR>В 1848 году сад арендовал Иван Иванович Излер, содержавший до этого небольшое кафе-ресторан на Невском. Новый владелец обнес обширный сад забором, стал брать плату за вход. Он также пригласил в заведение превосходный оркестр Ивана Гунгля и цыганский хор Ивана Васильева, гимнастическую труппу арабов-кабилов, устраивал в саду фейерверки и иллюминации. <BR>Рассказывали, что как-то к Излеру пожаловал сам император Николай I. Посмотрел выступления гимнастов. Перед уходом присел на скамейку, подозвал Излера, поблагодарил за удовольствия, которые тот доставляет публике своей деятельностью, и подарил 3000 рублей. <BR><BR><B>На пике популярности</B><BR>Благодаря усилиям Излера "Минерашки" стали чрезвычайно популярными. В саду работали многочисленные буфеты, кафе, ресторан. В театре цыгане сменяли тирольский хор. Играл оркестр под управлением Ивана Реша. В 1862 году исполнители входящих в моду французских шансонеток заставили забыть и цыган, и тирольцев. В 1869 году здесь прошла оперетта Жака Оффенбаха "Перикола". Где-то в 60-х годах Излер, помимо прочего, показывал двух карликов. Их выдавали за ацтеков, похищенных из таинственного города в Южной Америке. Газеты сообщали: "Карлики - Максимо, 25 лет, и Бартолло, около 20 лет, - четыре фута высоты. Один - недурной наружности мужчина, вторая - девушка, замечательно красивая". Воспользовавшись случаем, предприниматель поднял цену на входной билет до 12 рублей, но богатая публика охотно шла посмотреть на "диво". <BR>Любую свою акцию Излер предуведомлял подробнейшей афишей, что позволяло привлечь побольше посетителей. Он широко использовал и технические новшества. <BR>Так, зимой 1866 года электрическое освещение, бывшее в середине века редкостью, засияло над катком "Минерашек". Источником питания служил гальванический элемент. Электрические фонари появились на улицах Петербурга лишь 17 лет спустя. <BR>В саду Излера вошла в моду и демонстрация воздушных шаров. Дорогостоящие забавы, в частности изящные по исполнению ледяные статуи и макеты, изображавшие охоту на китов и моржей, окупались благодаря большому наплыву посетителей.<BR><BR><B>Горящие сады</B><BR>Но всему приходит конец, в том числе и успехам Излера. В начале 1870-х годов сад переходит к некоему Деккеру Шенку, а с 1874 года его арендует Василий Никитич Егарев. Он строит новый театр - "Альгамбра" (в мавританском стиле), где разыгрывались весьма фривольные пародии. 7 (19) августа 1876 года на сцене концертного зала сразу в четырех местах показался огонь, и через час от вокзала и "Минерашек" уже ничего не осталось, кроме театра "Альгамбра". <BR>Через год на Смоленском кладбище похоронили и бывшего арендатора сада Ивана Излера, популяризатора французских шансонеток и оперетты. <BR>О саде Излера на какое-то время забыли. Но вскоре антрепренер А.Ф. Картавов арендовал одну из его частей и назвал ее "Ливадией". Несколько лет в саду работал ресторан, который, по воспоминаниям современников, "представлял что-то среднее между кафешантаном и театром" и закрылся "за неимением охотников на антрепризу". Каких только ни придумывали в "Ливадии" развлечений, но все было напрасно: прежний поток посетителей возобновить не удавалось. <BR>В 1885 году место арендовал московский предприниматель М.В. Лентовский. Он дал "Ливадии" новое имя - "Кинь грусть" и его усилия в деле возрождения сада были довольно успешными. <BR>Вместе с партнерами - Г.А. Александровым и Д.А. Поляковым - Лентовский устроил в другой половине бывшего сада Излера театр, зимний сад, эстрадное здание, музейный и китайский павильоны. Эту часть сада стали называть "Аркадией". В конце июня 1882 году здесь тоже вспыхнул пожар. Погибло все. Двое совладельцев впали в отчаяние, но благодаря энергии и предприимчивости Лентовского все сгоревшие постройки были восстановлены за 3 месяца. <BR><BR><B>ВсЈ по-старому</B><BR>...В саду снова играл духовой оркестр. Пели приглашенные из Москвы цыгане. В бассейне плавали стерляди, а водопад каскадами низвергался со скал. Регулярно демонстрировался полет воздушного шара. В ресторане предлагали английские и французские вина. На открытой сцене выступали акробаты, фокусники, жонглеры. Во вновь отстроенном театре гастролировали в разное время Шаляпин, Собинов, Нежданова, Вивьен и другие известные артисты. "Аркадия" успешно существовала до начала XX века.