Долги монополиста переложат на потребителей

Тарифы на электро- и теплоэнергию в Петербурге повысятся. Это неприятное для потребителей событие произойдет несмотря на предпринимаемые новым руководством "Ленэнерго" усилия по сокращению издержек.

<BR><BR>Тарифы на электро- и теплоэнергию в Петербурге повысятся. Это неприятное для потребителей событие произойдет несмотря на предпринимаемые новым руководством "Ленэнерго" усилия по сокращению издержек.<BR>Повышение должно коснуться прежде всего частных потребителей (см. "ДП" №12/98). Тарифы на электроэнергию для предприятий, по западным меркам, и так достаточно высоки. Неизбежность повышения объясняется накопившимися огромными долгами и острой необходимостью в ремонте и обновлении оборудования петербургского энергетического монополиста. Все дополнительные средства, полученные от повышения тарифов и сокращения издержек, пойдут на погашение долга и на реновацию основных фондов. <BR>Промышленные предприятия также должны внести лепту в улучшение финансового состояния "Ленэнерго". Энергетики требуют, чтобы они сокращали платежи в виде денежных суррогатов. Со стороны вышестоящей организации - РАО "ЕЭС" - существуют жесткие ориентиры по доле "живых" денег в расчетах "Ленэнерго" с потребителями: на 1997 год - 12,8%, на 1998 - 50%. <BR><BR><B>Издержки считали плохо</B><BR>За 4 месяца работы нового руководства на "Ленэнерго" уже удалось, по словам советника генерального директора АО "Ленэнерго" по экономике Владимира Дидыка, снизить расходы на производство тепла и электричества. Например, проведено сокращение персонала на 400 человек (всего в системе "Ленэнерго" работают 18.000 человек). Второе достижение - проведение тендеров на поставку мазута, в результате которых его стоимость сократилась на 5%. "Конкретные шаги по сокращению издержек предприняты, но результаты еще не проявились. Должно пройти какое-то время", - говорит Владимир Дидык.<BR>Руководство энергетического монополиста считает, что есть еще резервы для сокращения затрат. Одним из наиболее перспективных направлений является сокращение необоснованных капитальных вложений. "Прежним руководством велось строительство 150 объектов. Сейчас мы пересматриваем сметы. Делаем анализ необходимости их продолжения. В общем, заново создаем программу капиталовложений", - рассказал Владимир Дидык. Нет определенности с финансированием строительства Северо-Западной ТЭЦ.<BR>Есть участки, которые "Ленэнерго" отапливать невыгодно: они расположены слишком далеко. Даже если на ТЭЦ себестоимость ниже, чем на котельной, то это преимущество исчезает при больших расстояниях передачи теплоэнергии.<BR>Однако полной информации о состоянии основных фондов, срочности их обновления, а также об эффективности продолжения начатых проектов руководство "Ленэнерго" еще не имеет. Поэтому стратегический план развития "Ленэнерго" не готов. Его создание, по словам Владимира Дидыка, находится в конечной стадии. <BR>Но даже при наличии стратегического плана вся информация о состоянии основных фондов будет недоступна для руководства. Почти все городские теплосети по нормативам должны быть заменены. Но одни трубы нужно менять срочно, а другие еще могут проработать определенный срок без аварий. "Мы не знаем, что находится под землей", - заключил Владимир Дидык.<BR><BR><B>Со снижением опоздали</B><BR>В начале 1997 года Правительство России рассматривало вариант сокращения платы за электроэнергию для предприятий на 13% за счет повышения ее для населения (см. "ДП" №68/97). Однако с каждым месяцем такая возможность становилась все более иллюзорной. Финансовое положение "Ленэнерго" за это время значительно ухудшилось. Если в середине 1996 года кредиторская и дебиторская задолженности предприятия составляли примерно по 2 трлн рублей, то к концу 1997 года появилось отрицательное сальдо задолженностей - 1,5 трлн рублей. <BR>С момента смены руководства в компании в ноябре прошлого года, по словам Владимира Дидыка, кредиторская задолженность предприятия сократилась, но пока не намного. Сейчас предприятие должно 4,4 трлн рублей, а ему должны 2,9 трлн рублей. "Ленэнерго" задолжало в основном за газ (2,8 трлн рублей), за покупную электроэнергию, за работы, выполненные подрядчиками. В должниках перед энергетическим монополистом состоят учреждения, финансируемые из городского и федерального бюджетов (около половины долга), а также промышленные предприятия (30% долга).<BR>В то же время нет данных, что при увеличении задолженности состояние основных фондов энергетического монополиста улучшалось.<BR>Представители "Ленэнерго" говорят о возможности энергетического кризиса в регионе. Горожане и предприятия могут остаться без тепла и света, как это происходило не раз в других городах России.<BR>В результате о сокращении стоимости электроэнергии для промышленников речь не идет. Даже при увеличении платы за электричество для частников и при существенном сокращении издержек предприятия.<BR><BR><B>Ничего нового</B><BR>Нынешнее состояние "Ленэнерго" было прогнозируемо. Однако смена руководства произошла лишь тогда, когда положение стало критическим. Около года назад заместитель председателя местной Региональной энергетической комиссии (РЭК) Юрий Келейников успокаивал корреспондента "ДП": "Все затраты "Ленэнерго" обоснованны и завышения цен на энергоносители нет". Представители энергетического монополиста в то же время говорили, что у них в году по 70 проверок и нет никакой возможности пользоваться монопольным положением. <BR>Оказалось, что об обоснованности издержек, вероятнее всего, не имело представления даже прежнее руководство "Ленэнерго". Не говоря уже о разных проверяющих комиссиях, которые добивались, судя по всему, не сокращения расходов монополиста, а их увеличения. <BR>Вывод - настоящего контроля над естественным монополистом со стороны государственных и муниципальных органов не было и до сих пор нет. И сейчас необходимость повышения средней стоимости электроэнергии и теплоэнергии выводится только из данных самого "Ленэнерго".<BR><BR><B>Три принципа</B><BR>Решение проблемы контроля деятельности "Ленэнерго" и других естественных монополистов находится в начальной стадии. "Регулирующий орган должен быть, во-первых, независим и деполитизирован, во-вторых, иметь компетентных специалистов, в-третьих, полномочен не только принимать решения, но и контролировать их исполнение с применением санкций", - утверждает Елена Котелкина, начальник подотдела контроля деятельности естественных монополий Петербургского территориального управления Государственного антимонопольного комитета. <BR>Работа нынешнего РЭК не соответствует этим принципам. Члены комиссии не имеют возможности анализировать работу монополистов по разным направлениям. Для этого нет ни финансирования, ни соответствующего набора специалистов. Тарифы на энергоносители устанавливаются исходя из политических, а не экономических соображений. В настоящий момент городские власти создают новую Региональную энергетическую комиссию. Формирование должно закончиться к концу марта 1998 года. На каких принципах она будет работать, пока неизвестно.