Выездной туризм меняет лицо и масштабы

Предпочтения выезжающих отдохнуть за рубеж петербуржцев сильно меняются из года в год при общем росте спроса на турпутевки. Туристским фирмам приходится постоянно обновлять набор предоставляемых услуг, для того чтобы не потерять клиентуру.

<BR><BR>Предпочтения выезжающих отдохнуть за рубеж петербуржцев сильно меняются из года в год при общем росте спроса на турпутевки. Туристским фирмам приходится постоянно обновлять набор предоставляемых услуг, для того чтобы не потерять клиентуру.<BR>После открытия "железного занавеса" петербуржцы, как и жители других городов России, потянулись к теплым морям и за дешевыми товарами. Для многих из тех, кто постоянно выезжает за рубеж, отдых на морских курортах после двух-трех поездок уже наскучил. Они захотели чего-то нового. В то же время перевалка через кордон заморских товаров на своем горбу для части "челноков" стала невыгодной. <BR>Вследствие этих изменений у туристских фирм Петербурга сократились продажи коммерческих туров и туров, предполагающих отдых на море. Зато значительно большей популярностью стали пользоваться экскурсионно-познавательные поездки за рубеж. В моде также активный отдых, прежде всего горнолыжный туризм. Однако морские курорты по-прежнему больше привлекают неизбалованных теплым климатом петербуржцев, чем зарубежные культурные центры. <BR>"Во всем мире на одну поездку на морские пляжи приходится один экскурсионно-познавательный тур. Выездной туризм в нашей стране, судя по всему, приближается к этим пропорциям", - говорит Сергей Корнеев, директор Северо-Западного регионального отделения Российской ассоциации туристических агентств (РАТА).<BR><BR>А сколько их было?<BR>Организация статистического учета в сфере выездного туризма не налажена. Самые достоверные данные о поездках петербуржцев за рубеж предоставляют пограничники. Правда, по числу пересечений гражданами России северо-западного участка границы можно судить лишь о тенденциях выездного туризма. Неизвестно, сколько жителей других регионов пересекают границу на Северо-Западе и сколько петербуржцев пересекают границу на других участках.<BR>Сложности возникают и с определением статуса туриста. Поездки в командировку нередко являются лишь способом экономии денег при отдыхе. По туристическим визам ездят как торговцы, так и в гости к родственникам и знакомым. Консульства многих западных стран неохотно выдают визы по приглашениям частных лиц.<BR>Тем не менее можно уверенно говорить о росте количества туристических поездок за рубеж из Петербурга. Пересечений границы на Северо-Западе по туристским визам в 1997 году возросли на 30% по сравнению с предыдущим годом. "Большинство туристских фирм довольны продажами туров за рубеж за 1997 год", - утверждает Борис Шевенко, начальник отдела региональных программ и международных связей Комитета по туризму и развитию курортов администрации Петербурга.<BR><BR><B>Сами себе хозяева</B><BR>Во всем мире растет доля индивидуального туризма по сравнению с групповым. Аналогичный процесс идет и в России. По данным ВЦИОМ, доля тех, кто организовывал свои поездки самостоятельно, без услуг турфирм, возросла с 39 до 48% от числа выезжающих на отдых за рубеж. По данным исследования "ТОЙ-Опинион", около 57% петербуржцев, планирующих зарубежную поездку в 1998 году, не собираются прибегать к услугам турфирм (см. стр. 13).<BR>"Кто один раз съездил за рубеж, тому не надо услуг туристических фирм. Номера в гостиницах теперь можно заказать через Internet. Туризм переходит на индивидуальную основу. Группами ездить непопулярно, и туристический бизнес идет к упадку", - считает Галина Ульянова, генеральный директор "Петробалттура".<BR>Однако ее пессимизм по отношению к туристическому бизнесу в целом вряд ли обоснован. Во-первых, число продаж туров за рубеж в Петербурге растет. Во-вторых, групповой туризм в некоторых случаях более привлекателен, нежели индивидуальный. И наконец, большинство петербуржцев еще не имело возможности провести отдых за рубежом.<BR>В прошлом году число частных поездок, по данным пограничников, увеличилось более чем в 3 раза. Такой резкий подъем выглядит маловероятным. "Возможно, что-то изменилось в методике подсчета, но, без сомнений, индивидуальный туризм растет более быстрыми темпами, чем групповой", - утверждает Сергей Корнеев.<BR><BR><B>Террористы не пугают</B><BR>Структура выездного туризма изменяется также по странам. Возросшие потоки туристов из России прокатываются по новым заграничным курортам почти каждый год. Причины, вызывающие рост выездов в тот или иной регион, разные. Туры в Египет значительно подешевели после ряда террористических актов, направленных против иностранных гостей. Российского туриста терроризм не испугал. Зато привлекла относительная дешевизна отдыха.<BR>Курорты Туниса стали популярными после активной рекламной кампании, которую финансировало и поддерживало правительство этой страны. В 1997 году очередная волна туристов хлынула в Финляндию. Число поездок в эту страну увеличилось в 1997 году более чем в 1,5 раза по сравнению с 1996 годом - с 250 тыс. до 450 тыс. В эту соседнюю страну выезжает теперь более половины петербургских туристов.<BR>"Примерно 90% туристических агентств предлагают поездки на горнолыжные курорты. Подводить итоги рано, поскольку сезон не еще не кончился. Перспективным как для въездного, так и для выездного туризма является яхтинг", - говорит Сергей Корнеев.<BR><BR><B>Перед вторжением</B><BR>Года 2 назад российские туристические фирмы часто выражали недовольство своими западными партнерами. Сказывалась их юридическая неподготовленность и неопытность в подборе партнеров. <BR>Сейчас местные компании накопили опыт работы с иностранными фирмами, для которых невыполнение обещания не является зазорным, даже если это обещание зафиксировано в договоре. <BR>"Раньше наша фирма была готова сотрудничать со всеми. Сейчас мы стали более грамотными и научились отбирать иностранных партнеров", - говорит генеральный директор туристической фирмы "Мир" Валерий Фридман.<BR>Внутренняя конкуренция заставляет фирмы специализироваться, разделяться на туроператоров (разработчиков маршрутов) и турагентов (продавцов туров), более тесно сотрудничать друг с другом. По словам Сергея Корнеева, местные фирмы предлагают лучший продукт, чем крупнейшие иностранные туристические фирмы.<BR>"Местные турфирмы лучше знают потребности клиентов и легче под них подстраиваются. Однако гранды мирового туристического бизнеса могут продавать на российском рынке путевки по демпинговым ценам в течение 2-3 лет без большого для себя ущерба. Таким образом, они могут захватить рынок, и местное законодательство не помешает этому", - говорит Сергей Корнеев.<BR><BR>В соответствии с Законом "О туризме", турист - "гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки".