Уход сотрудников помогает становлению этики

Факты массовых миграций из риэлтерских фирм заставили бизнесменов задуматься

<BR><B>Факты массовых миграций из риэлтерских фирм заставили бизнесменов задуматься</B><BR>Виктор Емченко, президент Центра недвижимости "Шанс"<BR><BR>Процесс ухода сотрудников из риэлтерских агентств связан с ростом руководителей подразделений, или с расхождениями в понимании дальнейшего разви-тия фирмы, или с естественным желанием человека перейти из статуса наемного работника в статус собственника. И с точки зрения развивающегося рынка, и с точки зрения создающего свой бизнес человека это вполне нормально.<BR>Почему же зачастую при возникновении новых структур мы становимся свидетелями "полоскания грязного белья"? Я не буду оригинален: из-за отсутствия целого раздела в законодательстве, который должен регламентировать хотя бы два основных вопроса. Во-первых, что является собственностью физического лица (руководителя, который покидает прежнее место работы), а что - собственностью фирмы, в которой он занимал ответственный пост? Во-вторых, может ли бывший руководитель использовать в работе новой фирмы информацию, полученную на прежнем месте работы (о структурном построении организации, о взаимоотношениях с партнерами и тому подобную конфиденциальную информацию, которой он обладал, занимая руководящую должность)?<BR>С нуля сегодня новую риэлтерскую фирму не создать. Для этого, во-первых, необходимы серьезные финансовые вложения: для создания небольшого агентства нужно $20-30 тысяч, а для организации серьезной компании - $400-500 тысяч: аренда хорошего офиса, рекламная кампания, приобретение оргтехники и прочие расходы. Кроме того, необходим наработанный опыт и определенный кадровый потенциал. Деньги и опыт будущий учредитель иногда приобретает на прошлом месте работы, а кадры переманивает из этой же или других фирм.<BR>Если задумано организовать серьезное агентство, то первые 3-4 года прибыль придется вкладывать в развитие фирмы, и только на пятый год можно говорить о более-менее серьезных дивидендах. Однако если удается привлечь во вновь образованную фирму целый отдел, то расходы и время становления агентства существенно уменьшаются.<BR>Я, например, считаю, что, уходя с прежнего места работы, человек не имеет морального права "забирать" с собой клиентов, партнеров, приобретенных за время работы, поскольку свои связи он получил используя служебное положение. Что касается использования информации, то мне известно из различных источников, что, в соответствии с действующими в зарубежных странах корпоративными законодательствами, на использование подобной информации накладывается вето на определенный промежуток времени.<BR>Из-за неурегулированности в законодательстве возникают разногласия между фирмами и увольняющимися из них руководителями. В зависимости от остроты проблем и уровня культуры людей разногласия разрешаются теми или иными способами. Как и в каком случае - можно увидеть хотя бы из газетных статей.<BR>Надеюсь, что первые шаги по изменению ситуации будут сделаны в ближайшее время. Вопрос о разработке подобных этических норм для риэлтерских фирм, насколько мне известно, будет рассматриваться на одном из ближайших заседаний совета Ассоциации риэлтеров и домостроителей Петербурга. Возможно, такую необходимость начинают осознавать и другие профессиональные объединения.