В сети попадают самые вкусные куски гостиничного пирога

Количество мест в высококлассных гостиницах Петербурга увеличится в ближайшие 5-7 лет как минимум в 2 раза. В других секторах гостиничного бизнеса существенного роста не ожидается. Возможно, число мест в отелях среднего класса и дешевого тарифа будет даже

<BR><BR>Количество мест в высококлассных гостиницах Петербурга увеличится в ближайшие 5-7 лет как минимум в 2 раза. В других секторах гостиничного бизнеса существенного роста не ожидается. Возможно, число мест в отелях среднего класса и дешевого тарифа будет даже уменьшаться.<BR>Оптимистичный прогноз в отношении четырех- и пятизвездных апартаментов основан на активности предполагаемых инвесторов.<BR>Ряд компаний, в основном иностранного происхождения, планируют создать новые гостиницы высшего класса.<BR>К существующим 1024 дорогим номерам добавится еще не менее 1000, если все эти планы осуществятся. <BR>Большая часть проектов связана с реконструкцией зданий в центре города: комплекса сооружений на Конюшенной площади, в которых расположен таксопарк; дома на площади Островского, 2а; на Невском проспекте, 49/2; на набережной Фонтанки, 68.<BR>К лету 1998 года, возможно, откроется пятизвездный отель "Северная корона" на 240 мест. Правда, по словам главы дирекции по маркетингу банка "Санкт-Петербург" Олега Никитина, вопрос с финансированием окончания строительства еще не решен.<BR>Руководство "Пулковской" планирует строительство третьей очереди гостиницы для приема самых богатых гостей Петербурга. "Москва", "Прибалтийская", "Пулковская" и другие ведущие гостиницы среднего класса стремятся подтянуть имеющийся номерной фонд до уровня отелей высокого класса. "Они имеют проекты реконструкции, в реализации которых проявили заинтересованность такие международные гостиничные компании, как Inter-Continental, Marriot, Accor, а также ряд крупных российских банков", - говорит Тамара Гаврилова, начальник управления развития инфраструктуры международного туризма Комитета по внешним связям администрации Петербурга. <BR><BR><B>Нужны разные отели</B><BR>Большинство гостиниц, которые не претендуют на четыре или пять звезд, имеют проекты реконструкции. В центре города также достаточно зданий и участков, которые идеально подходят для строительства отелей среднего класса. Однако к этому сектору гостиничного бизнеса потенциальные инвесторы относятся прохладно.<BR>Их предпочтения определяются структурой въездного туризма.<BR>В последние годы Петербург более активно посещают иностранные туристы. Их число, по данным Комитета по внешним связям, увеличилось в 1996 году на 106% по сравнению с 1994 годом. Резко возрос и деловой туризм. Это обеспечило высокие показатели заполняемости пятизвездных гостиниц Петербурга - 60-70% в среднем за год. Число богатых туристов, посещающих Северную столицу, вероятнее всего, будет расти и дальше. <BR>Заполняемость отелей среднего класса значительно ниже - менее 50%. Внутренний туризм хотя и стабилизировался, но еще не растет. Однако Тамара Гаврилова и директора гостиниц, которые не должны быть заинтересованы в увеличении конкурентов, считают, что новые гостиницы среднего класса не будут пустовать.<BR><BR>"Мест нет"<BR>"Количество мест в отелях среднего уровня падает. Тому виной реконструкция, которую отели ведут своими силами. Апартаменты становятся более просторными, а многоместные номера превращаются в двухместные. Значительно уменьшится предложение мест для гостей города с небольшими доходами при переходе ведущих отелей среднего уровня в более высокий класс", - говорит генеральный директор гостиницы "Октябрьская" Владимир Иванов. Поскольку спрос на гостиницы данного класса стабилизировался, а в прошедшее лето они были загружены полностью, то вполне вероятно появление дефицита недорогих номеров в ближайшие годы. Тогда администрациям придется поискать в кладовых таблички с надписью "Мест нет".<BR>Кроме того, строительство новых гостиниц оправдывается моральным и физическим устареванием зданий работающих отелей. Многие двух- и трехзвездные петербургские отели строились как общежития, а потом реконструировались и превращались в гостиницы. Поэтому не все из них могут удовлетворять современным требованиям даже после реконструкции. Некоторые здания так стары, что легче построить новые, чем ремонтировать и реконструировать их. "Ряд городских гостиниц живет сегодняшним днем. Например, меняют кусок трубы на другой, а вся сантехника остается ненадежной и неэффективно работающей", - говорит директор гостиницы "Чайка" Халит Сейфетдинов.<BR>Между тем отсутствие комфортабельных и недорогих апартаментов для временного проживания является одним из факторов, сдерживающих расширение въездного туризма.<BR>По данным германской исследовательской фирмы PKF, Петербург значительно уступает крупным западноевропейским городам по числу гостиничных мест на душу населения. В среднем по Европе этот показатель составляет 14-18 гостиничных мест на 1000 жителей. В некоторых городах, которые имеют особое экономическое значение или привлекательны для туризма, он достигает 30 мест. Петербург, который, по данным Всемирной туристической организации, входит в число самых привлекательных для туризма городов мира, имеет показатель, не соответствующий своему статусу, - 6 мест на 1000 жителей. Это говорит о больших потенциальных потребностях в строительстве отелей разного класса.<BR><BR><B>Строить есть где</B><BR>Крупные инвестиции в развитие отелей среднего класса пойдут после того, как потенциальный поток туристов с невысокими доходами превратится в реальный. Это может произойти не только из-за роста интереса иностранцев к Северной Пальмире, но и благодаря повышению уровня жизни граждан СНГ. <BR>"Мест для строительства отелей среднего уровня в центре города достаточно. Некоторые здания можно реконструировать под гостиницы. Другое дело, что гостиничный бизнес достаточно капиталоемкий, а капиталов в Петербурге для развития отелей среднего уровня не хватает. Некоторых инвесторов мы отговариваем строить гостиницы, поскольку в гостиничном бизнесе велик управленческий риск", - рассказал Сергей Дмитриев, генеральный директор ООО "Перспектива", специализирующегося в сфере оценки и консультаций. Строительство новой гостиницы является рискованным проектом, если нет уверенности, что ей будут управлять профессиональные и авторитетные менеджеры. <BR><BR><B>Время не пришло</B><BR>Сами управляющие компании, как правило, не строят и не реконструируют гостиницы за свой счет. Они привлекают инвесторов. В большинстве случаев гостиница имеет управляющую компанию и собственника в разных лицах. Правда, гостиничные компании стремятся заполучить пакет акций гостиницы в 10-15%, чтобы иметь возможность влиять на владельцев контрольных пакетов.<BR>Для осуществления капиталоемкого проекта реконструкции действующей гостиницы или строительства новой кроме наличия инвестора необходимо желание авторитетной управляющей компании взять отель под свое крыло. Пока такого желания нет, владельцы свободных капиталов воздерживаются от участия в этих проектах. В результате гостиничный комплекс Петербурга страдает от нехватки инвестиций. <BR>Известные гостиничные сети предпочитают осваивать новые рынки с высококлассных отелей. "Hilton, например, имеет пяти-, четырех- и трехзвездные отели. Но для компаний такого уровня не престижно внедряться на новые территории с включения в сеть отелей среднего класса", - говорит Тамара Гаврилова. Кроме престижности на предпочтения гостиничных компаний влияет также более высокая доходность дорогих отелей в Петербурге. Тем более когда пакет акций построенного и реконструированного отеля с именем можно купить очень дешево (по мировым меркам).<BR>Международные гостиничные сети вряд ли будут поднимать запущенные отели среднего уровня или строить новые, пока они не распределят между собой лакомые кусочки гостиничного комплекса города.<BR>Российский менеджмент не имеет авторитета. Хотя примеры успешной работы отечественных управляющих уже имеются, для иностранных туристов и инвесторов западный менеджер всегда лучше. В сложившейся ситуации отели среднего класса имеют мало шансов для привлечения инвесторов. Их руководители вынуждены ждать потепления отношения гостиничных сетей к недорогим гостиницам, постепенно осуществлять реконструкцию своими силами и добиваться признания авторитета у потенциальных инвесторов.<BR>Тем не менее большинство устаревших отелей работают рентабельно, хотя их прибыли невысоки. <BR>"Может быть, половину старых гостиниц нужно снести, но, пока они покрывают свои издержки, пусть работают", - говорят директора гостиниц.