Мировое сообщество предостерегает российских банкиров

(Окончание. Начало см. в "ДП" №100/97)

<BR>(Окончание. Начало см. в "ДП" №100/97)<BR><BR><B>Роль директивных и прочих административных органов в ходе осуществления данной программы</B><BR>26. Компетентные органы, которые осуществляют надзор за банками или другими финансовыми учреждениями или посредниками, или другие полномочные органы должны обеспечить наличие у данных учреждений адекватных программ по профилактике отмывания денег. Эти органы должны сотрудничать с другими юридическими и правоохранительными органами в ходе расследований, уголовных преследований по случаям отмывания денег, периодически по своей инициативе или по их просьбе оказывая им экспертную поддержку.<BR>27. Компетентным органам должно быть предписано посредством административного надзора и регулирования обеспечить эффективную реализацию всех настоящих рекомендаций во всех остальных сферах деятельности, связанных с наличным оборотом (по усмотрению каждой из стран).<BR>28. Компетентные органы должны разработать инструкции, которые помогут финансовым учреждениям выявлять подозрительные особенности в поведении своих клиентов. Понятно, что такие инструкции должны все время совершенствоваться. Понятно также, что эти указания будут прежде всего служить в качестве учебного пособия для сотрудников финансовых учреждений.<BR>29. Компетентные органы, регулирующие деятельность финансовых учреждений или осуществляющие надзор за ними, должны предпринимать все необходимые юридические или административные меры, чтобы не дать возможности преступным элементам или их сообщникам занимать руководящие посты в финансовых учреждениях или приобретать значительное влияние в их структуре.<BR><BR><B>D. Усиление международного сотрудничества</B><BR>Административное сотрудничество.<BR><B>Обмен общей информацией</B><BR>30. Национальные исполнительные власти должны рассмотреть возможность регистрации (по крайней мере - общего объема) международных перемещений денежных средств в любом валютном выражении таким образом, чтобы после соотнесения этих данных с информацией центрального банка иметь возможность оценить объем поступающей и отправляемой из различных зарубежных источников наличности. Эту информацию следует предоставлять Международному валютному фонду и Банку международных расчетов, чтобы облегчить изучение международной обстановки в данной области.<BR>31. На международные компетентные органы, например Интерпол и Всемирную организацию таможенных служб, должна быть возложена ответственность за сбор и распространение информации для компетентных органов о современных тенденциях и способах отмывания денег. Центральные банки и директивные органы банковского дела могут делать то же самое в рамках своей системы. После консультации с торговыми ассоциациями национальные исполнительные органы различных уровней могут распространять такую информацию среди финансовых учреждений отдельных стран.<BR><BR><B>Обмен информацией о подозрительных сделках</B><BR>32. Каждое государство должно предпринимать усилия для совершенствования спонтанного или "происходящего по запросу" международного обмена информацией между компетентными органами, связанной с подозрительными сделками, лицами и корпорациями, вовлеченными в такие сделки. Должны быть установлены надежные гарантии того, что такой обмен информацией соответствует национальным и международным нормам конфиденциальности и защиты информации.<BR><BR><B>Другие формы сотрудничества</B><BR><B>Основы и средства для сотрудничества в области проведения конфискации, взаимной помощи и экстрадикции</B><BR>33. Страны должны на двусторонней или многосторонней основе постараться принять меры к тому, чтобы различное понимание норм в рамках национальных определений (например, различные нормы, связанные с элементом преднамеренности в нарушениях закона) не оказывало негативного воздействия на возможности и добрую волю в оказании взаимной правовой помощи друг другу.<BR>34. Международное сотрудничество должно поддерживаться системой двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, основанных на общих взаимно разделяемых правовых концепциях, что обеспечит практическую возможность самого широкого охвата различных аспектов взаимной помощи.<BR>35. Следует поощрять стремление стран ратифицировать и проводить в жизнь на своей территории решения важных международных конвенций, касающихся отмывания денег, таких, как Конвенция Совета Европы 1990 года по отмыванию, розыску, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности.<BR><BR><B>Развитие взаимной помощи в вопросах отмывания денег</B><BR>36. Следует поощрять совместные расследования, проводимые соответствующими компетентными органами различных стран. Один из действенных и эффективных способов расследования с этой точки зрения - это контроль за перемещениями средств, преступное происхождение которых известно или имеются обоснованные подозрения на этот счет. <BR>В тех случаях, когда это возможно, использование такого способа в различных странах всемерно поощряется.<BR>37. Должны существовать процедуры оказания взаимной помощи в уголовной сфере, касающиеся введения принудительных мер, включая ведение регистрационных записей финансовыми учреждениями и другими лицами, розыск конкретных лиц и недвижимости, изъятие и получение доказательств для использования в зонах иностранной юрисдикции в ходе расследований, уголовных преследований и связанных с ними действий, предпринимаемых в отношении отмывания денег.<BR>38. У соответствующих органов должны иметься полномочия в ответ на просьбу других стран предпринимать неотложные меры по выявлению, замораживанию, изъятию и конфискации доходов или другой собственности, равной по своей стоимости доходам, которые получены в результате отмывания денег или в ходе преступных действий, включающих отмывание денег. <BR>Должны также существовать договоренности о координации судебных разбирательств по вопросам изъятия и конфискации, в ходе которых возникают проблемы с разделением подлежащего конфискации имущества.<BR>39. Для избежания конфликтов между различными юрисдикциями следует обратить особое внимание на разработку и использование механизмов определения наилучшего, с точки зрения правосудия, места для проведения судебного разбирательства в отношении ответчиков в тех случаях, которые подлежат разбирательству более чем в одной стране. Точно так же должны существовать и договоренности о координации судебных разбирательств по вопросам изъятия и конфискации, в ходе которых возникают проблемы с разделением подлежащего конфискации имущества.<BR>40. Государства должны иметь отработанные процедуры выдачи (когда это возможно) лиц, обвиняемых в совершении преступлений, так или иначе связанных с отмыванием денег. С учетом собственной правовой системы каждая страна должна признать отмывание денег преступлением, которое предусматривает выдачу обвиняемых. В рамках своих законодательных норм страны могут рассмотреть возможность упрощения процедуры выдачи, а именно: разрешение переговоров о выдаче непосредственно на уровне соответствующих министерств, выдачу лиц только на основании ордеров на арест или судебных приговоров, выдачу лиц, имеющих гражданство данной страны, и/или выдачу лиц, которые добровольно отказываются от соответствующего формального судебного разбирательства в чужой стране.<BR><BR>Приложение к рекомендации 9.: <BR><B>Список видов финансовой деятельности, которые осуществляются предприятиями или отдельными профессионалами, не являющимися финансовыми учреждениями</B><BR><BR>1.Прием вкладов и других подлежащих возмещению средств от членов общества.<BR>2. Кредитование, включая среди прочих:<BR>- потребительский кредит,<BR>- ипотечный кредит,<BR>- факторинг при наличии и отсутствии права оборота,<BR>- финансирование коммерческих операций (в том числе "а форфэ").<BR>3. Финансовая аренда.<BR>4. Услуги по переводу денег.<BR>5. Выпуск и обслуживание средств платежа (например, кредитные и банковские карточки, чеки, дорожные чеки, банковские векселя и т.д.).<BR>6. Финансовые гарантии и обязательства.<BR>7. Торговые операции по счетам клиентов (спот, форвардные контракты, свопы, фьючерсы, опционы и т.д.) с использованием:<BR>(а) инструментов денежного рынка (чеков, счетов, депозитных сертификатов и пр.);<BR>(b) иностранных валют;<BR>(с) валютного обмена, процентной ставки и индекса ценных бумаг;<BR>(d) передаваемых ценных бумаг;<BR>(е) торговли товарными фьючерсами.<BR>