Бизнес истосковался по общению

Год назад один американский консультант на семинаре по проблемам управления, где мне посчастливилось присутствовать, начал свое выступление с того, что зачитал собравшимся первый абзац статьи из красивого англоязычного бизнес-журнала. Статья была посвящен

<BR><BR>Год назад один американский консультант на семинаре по проблемам управления, где мне посчастливилось присутствовать, начал свое выступление с того, что зачитал собравшимся первый абзац статьи из красивого англоязычного бизнес-журнала. Статья была посвящена проблемам общения в бизнесе. Закончив чтение, консультант швырнул журнал в угол и с выражением презрения на лице сказал: "Журналист пишет, что людям в бизнесе нужно общаться! Статья в этом журнале, между прочим, стоит $200!" Консультант был возмущен тем, что редакция заплатила журналисту за повторение азбучных истин. Я посмеялся вместе со всеми. Однако через год, расспрашивая молодых (и не очень) бизнесменов, посетивших "конвенцию" в Учебном центре подготовки руководителей, я подумал, что опытный американский консультант был не совсем прав. В США -другие традиции общения, возможно, там перед предпринимателем не стоит вопрос, с кем обсудить практику бизнеса, когда и где это удобнее сделать, чтобы получить максимальную пользу. В Петербурге такая проблема есть. Говоря о ней, журналист не зря получил зарплату.<BR><BR><B>Общение открывает новые горизонты</B><BR>Сергей Николаев, председатель совета директоров радио "Модерн"<BR><BR>Общие проблемы управления компанией порождают у петер-бургских топ-менеджеров и владельцев бизнеса интерес к не-формальному деловому общению. В молодых растущих российских фирмах проблемы с персоналом совпадают абсолютно. Управление операциями различно, но бюджетирование, планирование деятельности, тайм-менеджмент - категории, универсальные для всех. Реклама услуг, повышение эффективности внутренних и внешних коммуникаций - общие для всех нас вопросы. <BR>При этом ни я и никто из моих знакомых никогда не "вращался" в клубах бизнесменов, хотя многие что-то слышали об их существовании. Клубы, как я слышал, обсуждают прежде всего оперативные проблемы, например новое в законодательстве. Общение людей моего круга обычно происходит в уик-энд, например на даче. Мы в основном обмениваемся последними новостями. Разговор идет о конкретных вещах. Обсуждение, соответственно, происходит на уровне "прав-неправ" и, с точки зрения стратегии бизнеса, дает не слишком много. Расширить тематику и круг такого общения довольно трудно. Кроме того, начиная с определенного момента многих из нас жизнь за-ставила углубленно заняться внутренними проблемами фирмы. Кто-то из личных знакомых-бизнесменов теперь работает в другом городе, с кем-то отношения ухудшились, у кого-то дела пошли не лучшим образом, его жестко "притянуло" к проблемам собственного дела. Круг людей, с которыми ты мог бы с пользой обсудить важные проблемы, сужается. <BR>Лично мне, как руководителю, год без расширения круга общения нанес серьезный урон. Я понял, что внутреннюю работу в компании нужно постоянно дополнять внешним общением не только с клиентами и партнерами, но и с теми, кто ведет бизнес в том же стиле, что и ты. Эта мысль может показаться слишком общей, но она имеет весьма конкретный практический смысл: сосредоточенность на злободневных внутренних проблемах фирмы слишком быстро исчерпывает интеллектуальные ресурсы. И я подозреваю, что эта проблема актуальна для многих владельцев и руководителей.<BR>Семинар "по обмену опытом", собравший нескольких руководителей и владельцев успешных петербургских фирм, на котором я побывал недавно, оказался для меня первым опытом общения, к которому я стремился. Возможность обсудить важные общие проблемы "на выезде" под руководством опытного специалиста по коммуникациям Андрея Дружинина оказалась весьма ценной. Мы убедились, что с легкостью можем советоваться и обдумывать проблемы вместе. Стиль работы наших компаний оказался очень похожим, нам не надо было долго находить общий язык. При этом мне чрезвычайно интересно было встретиться с более опытными и старшими по возрасту руководителями. <BR>В конце нашего общения мы начали обдумывать идею создания клуба для подобных встреч. Однако все согласились, что главное условие - независимый и компетентный организатор. Для организации клуба нужна личность, душа компании, тонкий и уважаемый человек, не включенный при этом в конкретную деловую проблематику.<BR><BR><B>У молодых директоров нужно учиться</B><BR><B>Андрей Тихомиров, директор Петербургской картографической фабрики ВСЕГЕИ</B><BR><BR>Руководители бывших советских предприятий, если они хотят выжить на рынке рядом с молодыми бизнесменами, должны ис-кать, в хорошем смысле, "противоядие" их жесткости, профессионализму и прагматичности. Если мы не будем понимать друг друга, сделки между нашими предприятиями будут получаться неважными. <BR>Унитарное государственное предприятие "Картографическая фабрика" уже более 58 лет изготавливает высококачественные геологические карты. Но их производство в современных условиях уже невозможно без внедрения высоких технологий. А технологии - это кадры, высококлассная техника, инженерная мысль и - еще раз - молодые кадры. Чтобы развивать бизнес в современной российской экономической ситуации, нужно уметь общаться с очень разными людьми. Умение конструктивно обсуждать вопросы ведения дел, управления и бизнеса с людьми, которые принадлежат к поколению наших детей, особенно важно. Сегодня на рынке выигрывает тот, для кого такое общение не составляет труда. <BR>Руководители госпредприятий - довольно закрытые люди. Попасть в их круг трудно, даже будучи директором. Существует масса предубеждений, вроде: "они - малые, мы - крупные; они - молодые, мы - постарше; мы "из этих" - они "из тех"; мы были вхожи в обком, они - нет". Именно эти комплексы часто мешают старым "советским" директорам получить дополнительную прибыль, которую они, как правило, упускают. <BR>Молодые руководители новых преуспевающих российских предприятий, с которыми я имел приятную возможность познакомиться, не страдают этими комплексами.Чрезвычайно интересно общаться с людьми, большинству из которых не исполнилось и 30 лет, но они уже состоялись как бизнесмены, создают и руководят вполне по мировым меркам солидными предприятиями. У них сформировался особый стиль ведения дел и общения. Но я полагаю, что и для этих молодых деловых людей бывает полезно обсудить вопросы коммерции и управления с теми, кто имеет самый разнообразный опыт руководства, в том числе государственным предприятием. Нас объединяет то, что, делая свою работу, мы не преступаем закон. Поэтому нам крайне важно обмениваться опытом цивилизованного зарабатывания денег. <BR>Мне, как руководителю высокотехнологичного предприятия, предстоит работать именно с молодыми партнерами. Моя задача - понять их психологию. Обсуждая с молодыми сотрудниками и партнерами проблемы бизнеса, я каждый раз вижу, насколько изощрен ум этих людей, насколько блестяще они образованны (какой там Гарвард, кто его видел!). Наш советский институт и российское бытие образовали их так, что в любой стране мира они всегда будут "на верху". От общения с ними я получаю такой практический деловой эффект, который никогда бы не получил от общения с директорами моего возраста. У них нужно учиться. Учиться тому, как, изящно дополняя друг друга, они находят ответ на любой вопрос и решают любую проблему.