Новые правила лицензирования профдеятельности на рынке ЦБ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг 18 августа 1997 года утвердила Положение о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ.

<BR> Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг 18 августа 1997 года утвердила Положение о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ.<BR>Положение изменило условия лицензирования профессиональной деятельности, осуществляемой на фондовом рынке РФ, и в первую очередь важно для тех юридических лиц, которые обратятся за получением лицензии на осуществление профессинальной деятельности на рынке ценных бумаг после его вступления в силу.<BR><BR><B>Доверительное управление ЦБ</B><BR>Пожалуй, самой большой новостью стало то, что данное положение начало восполнять существовавший правовой вакуум по вопросу о регулировании порядка лицензирования деятельности по доверительному управлению ценными бумагами. Размер собственного капитала профессионального участника рынка ценных бумаг, претендующего на получение лицензии на деятельность по управлению ценными бумагами, должен быть не менее суммы, эквивалентной (по курсу ЭКЮ, установленному на дату составления расчета размера собственного капитала) 450.000ЭКЮ, а с 01.01.98 - 1.000.000.000ЭКЮ.<BR>Правила исчисления собственного капитала не изменились по сути по сравнению с теми, которые были установлены ранее для иных профессиональных участников рынка ценных бумаг. Нельзя, однако, сказать, что положение содержит исчерпывающее решение вопросов, связанных, например, с возможностью совмещения этого вида деятельности и клиринговой деятельности с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью. <BR>Формулировка положения - "допускается в случае, если это предусмотрено в нормативных актах ФКЦБ, регулирующих деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и клиринговую деятельность" - дает Федеральной комиссии возможность иного решения этого вопроса, что не способствует ясности и стабильности участников рынка ценных бумаг. Хотя положение установило порядок лицензирования, постановление, которым оно введено в действие, содержит оговорку о том, что лицензирование деятельности по доверительному управлению ценными бумагами осуществляется с момента вступления в силу нормативных актов ФКЦБ, устанавливающих требования к осуществлению указанных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.<BR><BR><B>Поблажки контролеру</B><BR>Вторым существенно новым моментом стало установление определенных требований к сотрудникам юридических лиц, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, т.н. контролерам, задачей которых является осуществление контроля за соответствием брокерской и дилерской деятельности требованиям законодательства о ценных бумагах (п. 3.8 Временного положения).<BR>Положение ввело требование, согласно которому такого контролера должно иметь любое юридическое лицо, осуществляющее профессинальную деятельность на рынке ценных бумаг, но, чтобы быть назначенным на должность контролера, кандидат должен иметь просто высшее образование. Однако кандидат должен не входить в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица и не быть его единоличным исполнительным органом, руководителем его структурного подразделения, руководителем и сотрудником юридического отдела. Хотелось бы обратить внимание на то, что для контролера юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, должно быть основным местом работы, что может быть легко проконтролировано ФКЦБ при помощи трудовой книжки данного специалиста.<BR>Данное правило призвано ликвидировать ту ситуацию, которая начала складываться на рынке, когда к контролеру предъявлялось требование наличия высшего юридического образования и одновременно квалификационного аттестата 1-й категории. Поскольку число лиц, отвечающих таким требованиям, было заведомо меньше количества фирм, желающих получить лицензии профессионального участника, ситуация начала превращаться в пародию на контроль за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг. Введение более мягких квалификационных требований к контролеру можно оценивать положительно. <BR>Тем не менее несколько странно выглядит отсутствие в положении образовательного ценза. Осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о ценных бумагах требует наличия экономического либо юридического образования либо квалификационного аттестата специалиста, так как трудно представить на данной должности лицо, не имеющее специальных познаний в данной области. Видимо, следует ожидать, что введение образовательного ценза контролера не заставит себя долго ждать.<BR>Третий момент, на который хотелось бы обратить внимание, это изменение срока рассмотрения документов, служащих основанием для выдачи лицензии или отказа в ее выдаче, который, согласно пункту 4.8 положения, составляет 90 дней. Согласно Временному положению, этот срок составлял 30 дней, хотя мог быть продлен при определенных условиях.<BR><BR>Величина единовременного лицензионного сбора теперь напрямую зависит от того, какую лицензию запрашивает заявитель. Она колеблется от 150 МРОТ (для БД на рынке ценных бумаг, за исключением операций с физическими лицами) до 10.000 МРОТ (для деятельности фондовой биржи и деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг).<BR><B>Материал предоставлен юристом Ольгой Новиковой</B>