Тяжелая экономическая ситуация помешала известному российскому режиссеру Никите Михалкову доснять продолжение легендарной картины "Утомленные солнцем". В интервью dpmoney Никита Михалков рассказал о финансовой подоплеке конфликта в Союзе кинематографистов.
Dpmoney: Никита Сергеевич, расскажите, как экономический 
кризис отразился на вас?
  Никита Михалков: Я, к сожалению, не успел доснять фильм 
"Утомленные солнцем-2", нам осталось 12 съемочных дней. Теперь я нахожусь в 
поисках возможности финансирования. Но, если бы кризис пришелся на середину 
съемок, это была бы просто катастрофа! Мне на съемку не хватает сейчас где-то 
$600-700 тыс. Пост-продакшн – это уже вторая статья. Я рассчитываю, что к 
моменту, когда он будет необходим, уже будет сделана предпродажа фильма. Если 
все будет нормально, мы сможем получить деньги, которые  позволят нам 
закончить картину, с  токи зрения, общего производства.
  Dpmoney: Когда картина появится на экранах?
  Н.М.: Если Господь даст, я надеюсь, что к 9 маю 2010 года 
будет готов первый фильм. Второй должен выйти осенью. ("Утомленные солнцем - 
2" - продолжение знаменитого фильма "Утомленные солнцем". События будут 
разворачиваться во время Великой Отечественной войны. Лента состоит из двух 
частей - "Предстояние" и "Цитадель"- прим. ред)
Читайте также:
Федор Бондарчук: Кина не будет
  Dpmoney: Как кризис, на Ваш взгляд, повлияет на отечественный 
кинематограф?
  Н.М.: Я думаю, ситуация будет складываться следующим 
образом: сейчас будут досниматься, те фильмы, которые были запланированы, до 
2010 года финансирование кинематографа будет очень ограничено. Тем, кто сегодня 
находятся в работе, надеюсь, удастся ее завершить. Новых запусков в большом 
количестве не будет. Но, с другой стороны, не будет и тех запусков, которые и не 
нужны. То есть будут отменены запуски тех картин, которые должны были появиться 
только благодаря наличию денег. Я считаю, что, при всей сложности ситуации, 
поляна очистится от тех непрофессионалов, которые заняли площадку сключительно 
благодаря деньгам. Я считаю, что киноиндустрия начнет строиться именно 
профессионалами, а не людьми, которым просто интересно говорить слова "Мотор" и 
"Снято".
  Dpmoney: Какова, на Ваш взгляд, судьба Союза 
кинематографистов?
  Н.М.: Я еще раз повторяю, я не веду войны в Марленом 
Хуциевым. Я собирался и собираюсь уходить. Но мне небезразлично, кто придет в 
Союз. Я 11 лет держал Союза на своих плечах и не дал ему развалиться. Я думаю, 
что на сегодняшний день самым главным является выбор нового руководства. 
Во-вторых, повторяю, мне небезразлично, кто туда придет. Я прошу 
кинематографистов России: кто может, кто хочет, приезжайте в Москву, выслушайте 
нас и наших оппонентов и примите решение. Но оно должно быть законным и 
взвешенным. В основе этого решения должно быть только две мысли: будущее нашего 
кинематографа и целостность нашего союза.  
  Dpmoney: Не кажется ли Вам, что у конфликта в Союзе кинематографистов 
есть финансовая подоплека?
  Н.М.: Может быть. Я могу сказать абсолютно точно, что 
экспертная комиссия должна состоять из членов Союза и, именно они должны решать, 
кому давать зеленый свет и кому помогать. Если кто-то думает, что государство 
вывалит три машины денег Союзу и  можно будет их без оглядки тратить, он 
ошибается. Такого не будет. 
 Еще ведь есть недвижимость. Это хороший актив. Я думаю, что стоимость всей 
недвижимости, которой обладает Союз, где-то приблизительно $7 млн. Может быть 
кому-то выгодно, чтобы 1 апреля Союз прекратил свое существование. Может быть, 
складывается ситуация, аналогичная нашей борьбе за киноцентр: мы обсуждали, как 
мы им будем руководить, а яйцеголовые адвокаты уже получили свидетельство на 
собственность этих 23 тыс. метров. Может быть, уже сегодня кто-то 
подбирается  к этой недвижимости, которая станет бесхозной после того, как 
Союз прекратит свою деятельность? Очень может быть. Я не специалист в этом 
вопросе. Но я думаю и боюсь, что за этим (конфликтом в Союзе- прим. Ред.) 
могут стоять люди, которые знают, как распорядиться этой недвижимостью и 
могут помочь ей обрести нового хозяина. 
  Dpmoney: Чем сегодня может помочь такая организация, как творческий 
союз?
  Н.М.: Я думаю, что самое главное, для чего нужен союз – это 
оказание помощи в выживании людям, которые в этом нуждаются. Творческий союз 
может дать ощущение некоего единства, хотя бы ощущение, которое подкреплено еще 
и материальными возможностями. 
 Второе, это, конечно же, разминание и перетирание всей кинематографической 
пластики, сущности кинематографа. Это возможность, обсуждая те или иным 
проблемы, находить вектор кинематографа. И очень важно, чтобы этот вектор не 
переместился в разрушительно-уничижительную сторону. Другое дело, когда в самой 
жестокой картине, в самой жестокой правде, будет любовь. Один человек сказал: 
жестокая правда без любви есть ложь. 
  Dpmoney: С какими финансовыми трудностями может столкнуться 
отечественный кинематограф после кризиса?
  Н.М.: Сейчас главное, чтобы не прекратили строительство 
кинотеатров, потому что, рано или поздно, Бог даст, этот кризис закончится. И 
лучше пусть у нас будут кинотеатры, которые будут ждать новых картин, чем 
картины, которые будут ждать, когда достроятся кинотеатры и придут зрители. Я 
уже проходил это, когда выпускал на экраны "Сибирского цирюльника". У нас было 
36 копий картины, а кинотеатров было всего 30. Вы не представляете, как было 
обидно.

