Рынок труда: "продажники" в лидерах, финансисты не нужны

Автор фото: Итар-Тасс

"Деловой Петербург" опросил основные рекрутинговые агентства и выяснил: хоть кризис и объявлен пройденным, работодатели продолжают диктовать соискателям свои жесткие условия.

Как сообщают эксперты кадрового портала HeadHunter, менее 2 лет понадобилось работодателям Петербурга, чтобы выйти на докризисный уровень по числу вакансий и даже немного его превзойти. В августе 2010 года на портале было открыто уже на 12% больше вакансий, чем в августе 2008 года.
Но руководство HeadHunter призывает не расслабляться: количество размещаемых резюме, а также откликов, которые получают работодатели, сейчас вдвое превышает показатели 2008 года.
В целом рассуждения рекрутеров о состоянии рынка труда балансируют между оптимистичными "уже" и отрезвляющими "но".
"Позиция "менеджер по продажам" последние годы возглавляет топ запросов как в целом по российскому рынку труда, так и на локальных и региональных рынках", — подытоживает мнение коллег Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.
В сентябре 2010 года менеджеры по продажам составляли 8,1% всех вакансий Superjob в Петербурге. На портале HeadHunter 21,7% вакансий, размещенных за август–сентябрь 2010 года, были связаны с продажами.
Справедливости ради кадровые агентства оговаривают, что требования к продажникам увеличиваются, в отличие от зарплат. Рекрутеры отмечают постоянный спрос на специалистов отраслей IT и фармацевтики. Анна Бауэр, генеральный директор компании Yappi Group, которая специализируется на подборе специалистов в этих отраслях, говорит, что сейчас востребованы медицинские представители, медицинские советники, руководители среднего звена, департаментов продаж, в области IT — операторы баз данных.
В кадровом агентстве Kelly Services к благополучному списку приплюсовывают специалистов со знанием языка: переводчиков, бухгалтеров, персональных ассистентов. Там же считают, что сейчас востребованы универсальные специалисты по кадрам. Есть спрос на внутренних менеджеров по персоналу, уточняют в консалтинговой группе Bi to Be.
По наблюдениям Марии Кадун, руководителя отдела рекрутинга группы компаний "АКМЭ сервис", сегодня в цене экономисты. "Но это уже не просто статисты–аналитики, — подчеркивает она, — а сотрудники, которые взаимодействуют с коммерческим подразделением, выносят решения о выгодности того или иного шага, влияют на прибыль компании".
В лидерах невостребованных специальностей — финансисты, аналитики, то есть те, чьи заявления сильно обесценились в кризис.
"Минимальны заказы на специалистов в сфере PR и рекламы, — добавляет Александр Кондауров, заместитель директора кадрового агентства Prime Personnel. — На это компании выделяют деньги по принципу остаточного бюджетирования. Качество PR–акций и рекламы в Петербурге упало. Реклама просто неграмотная!"
Относительно бухгалтеров информация противоречивая. В одних кадровых агентствах их причисляют к востребованным специальностям (может, по докризисной привычке). В других говорят о намерении работодателей повысить эффективность работы бухгалтерии за счет сокращений. В "АКМЭ сервис" к ненужным причисляют юристов. Интересно, что среди невостребованных специалистов некоторые рекрутеры называют своих коллег.
Портал Superjob в начале лета 2010 года зафиксировал выход зарплатных предложений во всех отраслевых сегментах на уровень, который был до кризиса. Однако в кадровом холдинге "АНКОР" считают, что рост зарплат есть только в некоторых сегментах, в частности в сфере продаж, в том числе фармацевтических.
"Компании отказались от зарплатной гонки, — развивает тему Ольга Анохина, директор по продажам петербургского филиала портала HeadHunter. — Они поменяли системы мотивации, сместив акценты на переменную часть оклада". По данным портала, средний уровень заработных плат, предлагаемых сейчас в Петербурге, на 5–10% меньше, чем до кризиса.
За последние 2 года заметно увеличились требования к соискателям, а в 2010 году подросли и запросы самих кандидатов, сильно снизившиеся в кризис. Требования нанимателей в первую очередь касаются наличия профильного опыта работы — от 1 года. Кроме того, возмущается Зоя Челозерцева, редактор сервиса по подбору персонала Vakant, "работодатели часто желают видеть соискателя, который умеет делать всё: помимо основных обязанностей ему выдвигаются требования и обязанности, которые не всегда связаны с его профессией".
Заместитель директора кадрового агентства Mega Solution Юлия Шуткина видит, что претенденты имеют более смелые зарплатные требования, чем год назад, и "про социальный пакет спрашивают, не то что в разгар кризиса".
Что касается времени поиска работы, оно выросло с 2–3 месяцев (2008 год) до полугода, сообщают в консалтинговой группе Bi to Be. Положение на рынке труда емко описывает Наталья Клюшина, консультант по подбору персонала холдинга "АНКОР" в Петербурге. "Рынок труда остается рынком работодателя, — говорит она. — Работодатель ожидает увидеть не просто интересных кандидатов, а настоящих звезд, которые при этом будут готовы работать за не очень большие деньги".