Рецензия: книга "Искусственный отбор: 21 способ решения кадрового вопроса"

На этот раз в руки рецензента dp.ru попала книга Брайана Трейси "Искусственный отбор: 21 способ решения кадрового вопроса" (Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 128 с).

Не знаю, изучал ли бизнес-тренер и консультант Брайан Трейси кабалистику или другие мистические практики, но он явно неравнодушен к числу 21. Практически все проблемы он предлагает решать двадцатью одним способом, о чем и штампует книжку за книжкой. Научиться успевать, сделать карьеру и даже стать миллионером, - все это не так уж сложно, если знаешь нужное количество способов.
Про миллионы мы как-нибудь в другой раз поговорим, а сегодня нас интересует животрепещущий для любого менеджера вопрос кадрового голода.
Автор по-американски самоуверен и сходу, в стиле залихватского рекламного слогана, заявляет: слушайте меня и "ваши возможности как менеджера и бизнесмена станут поистине безграничны". Так вот - слушайте.
Как и в любой другой книжке про менеджмент, вам сообщают, что кадры решают все. Автор выражается изящно: "Вы можете без труда достать все, кроме сотрудников". После чего учит их доставать и с ними работать.
Главное правило кадровой политике, по Трейси, "нанимай медленно, увольняй быстро". Рядовым труженикам, как я, переживать не стоит. Если следовать всем рекомендациям, вряд ли кого-нибудь удастся уволить. Поскольку вряд ли кого-нибудь удастся нанять.
Чего стоит один только совет применять "волшебное число три" (нет, здесь явно без кабалистики не обошлось). На одну вакансию нужно просмотреть как минимум трех кандидатов. С каждым из них провести три собеседования. Причем в трех разных местах. И чтобы проводили собеседования три разных менеджера. Потом переговорить с тремя бывшими коллегами кандидата.
После этого вопрос решен, думаете вы. Не тут-то было. После этого нужно взять паузу. Конечно, за это время кандидат может уже отправиться к праотцам или впасть в старческий маразм, но "неудачное кадровое решение намного хуже, чем отсутствие такового решения". Потому как некие специалисты вычислили, что негодный сотрудник приносит ущерб, в 3-6 раз превышающий его зарплату.
Впрочем, никто не заставляет тупо следовать всем рекомендациям американского педанта. В книге есть вполне здравые советы. Скажем, человек, проводящий собеседование, должен задавать вопросы и слушать, а не трендеть без умолку. По своему опыту знаю: у нас почти всегда происходит ровно наоборот.
При изучении резюме внимание надо обращать на конкретные достижения и успехи, а не на занимаемые прежде должности и стаж. Тоже верно.
Еще очень правильный совет: "средний уровень зарплат на рынке труда – это минимум, меньше которого платить нельзя". Опять же по своему опыту… Ладно, не будем об этом.
Ну и, наконец, изречение, под которым я готов подписаться обеими руками: "Не скупитесь назначать талантливым людям высокие оклады". Да прочитает этот текст как можно больше начальников!