Автор фото: Мартьян Фролов

Книжных магазинов становится меньше под натиском онлайн–платформ. Но литература остаётся популярной.

В теперь уже позапрошлом, 2024 году россияне проявили повышенный интерес к прозе Михаила Булгакова. Произошло это, разумеется, под влиянием бурно обсуждавшейся экранизации с участием Евгения Цыганова и Юлии Снигирь.
В 2025–м литературно–кинематографических событий аналогичного масштаба не случилось, так что на первые места в топах продаж вернулись издания современных авторов.

Ностальгия о потерянном

Абсолютным лидером в прошлом году стал роман японского писателя Гэнки Кавамуры с интригующим названием "Если все кошки в мире исчезнут". Сюжет мистическо–реалистичный: молодому почтальону сообщают о неизлечимой болезни, после чего его посещает некий дух, который предлагает сделку, позволяющую продлить жизнь.
Суть соглашения в следующем: каждый новый день "оплачивается" полным отказом от чего–то. И это "что–то" исчезает навсегда и на всей планете Земля. Юноша, разумеется, соглашается, но по мере исполнения желаний всё лучше понимает значимость даже считавшихся пустяковыми вещей. По данным из открытых источников, в 2025 году было реализовано 820 тыс. экземпляров книги.
Романистка Анна Джейн (настоящее имя — Анна Потапкина) продолжает будоражить умы читателей не первый год. Несмотря на то что новых произведений больше не будет (автор ушла из жизни 3 года назад), её книги по–прежнему востребованы.
На онлайн–площадках романы Джейн занимают самые высокие места по количеству проданных экземпляров: "Разреши любить", "Твоё сердце будет разбито", "Восхитительная ведьма", "Запрети любить", "Влюблённая ведьма", "#ЛюбовьНенависть", "Поклонник". Эти издания распределились в первой десятке продаж на Wildberries. Читатели, предпочитающие офлайн–покупки, также выбирали сентиментальные истории, прежде всего "Поклонника" и "Твоё сердце будет разбито".

Вечные ценности

Без влияния кинематографа на книжный рынок всё же не обошлось. Бенефициарами этого оказались издатели культовых произведений XIX века. По данным сети "Читай–город", благодаря Люку Бессону, выдавшему новую экранизацию романа Брэма Стокера "Дракула", и Гильермо дель Торо, переосмыслившему сюжет про доктора Франкенштейна, читательский интерес к этим книгам ощутимо вырос.
Что касается русской классической литературы, здесь который год подряд в топе держится Фёдор Михайлович Достоевский. В топ–100 "Читай–города" вошли четыре его романа: "Преступление и наказание", "Идиот", "Белые ночи" и "Братья Карамазовы". Также в этом списке оказались Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Александр Грибоедов, Антон Чехов и Иван Гончаров.
Нон–фикшен тоже не сдаёт позиций, меняются только читательские предпочтения. В предыдущие 2 года читателей сильно занимал вопрос сохранения остатков ментального и психического здоровья, а также история — в первую очередь исследования разной научной глубины, посвящённые катастрофам ХХ века. В 2025 году фокус начал смещаться.
Например, на Ozon чаще других выбирали книгу Алена Карра "Лёгкий способ бросить курить". С небольшим отставанием идут "Кафе на краю земли" Джона Стрелеки (он был в топе и в 2024–м) и "Бог всегда путешествует инкогнито" Лорана Гунеля.

Розница отступает

Глядя на различные итоговые рейтинги от издательств и магазинов, невозможно не радоваться разнообразию читательских интересов: современная литература соседствует с классической, сохраняется интерес к авторам, чьи книги сметали с полок 3–4 года назад. Всё это выражается в цифрах, тоже вроде бы оптимистичных. Но при ближайшем рассмотрении всё не так радужно.
Объём продаваемых книг сокращается год от года, показывая рост только в денежном эквиваленте, за счёт увеличения розничных цен. Офлайн–магазины продолжают драматично сдавать позиции: за 2 года, согласно данным Ассоциации книгораспространителей (АСКР) и журнала "Книжная индустрия", их количество в России сократилось на 11,3%.
С ноября 2024–го по ноябрь 2025 года в стране закрылось 338 книжных магазинов, а открылось в 3 раза меньше — 135. В Петербурге по состоянию на ноябрь 2025 года работало 182 книжных. С ноября 2024–го в городе закрылось 16 книготорговых точек.
По обеспеченности книжной розницей Петербург занял третье место среди российских городов–миллионников. Один книжный магазин приходится на каждые 31 060 жителей. Год назад этот показатель был 1 к 29 935, а в ноябре 2023–го — 1 к 28 283. Интересно, что Москва в этом списке заняла лишь предпоследнее место — один книжный магазин в столице приходится на 71 753 жителя. Лидером же оказалась Казань с показателем 1 к 25 091.
Причин тому несколько: рост онлайн–продаж (доля маркетплейсов в 2025 году составила 57,8% против 47% в 2024–м), развитие вторичного рынка — читатели предпочитают купить подержанную книгу с рук вместо новой в магазине. К тому же на таких интернет–ресурсах, как Avito, Meshok, Starina, Alib, есть возможность отыскать издания, которых давно нет в широком доступе.
Один из крупнейших игроков на рынке цифровых изданий — "Литрес" в августе 2025 года сообщил о росте на 35% выручки от продажи подписок по сравнению с тем же периодом 2024–го. Всего на момент публикации количество действующих подписок составило более 770 тыс. Самой продаваемой на "Литрес" стала эзотерическая книга Вадима Зеланда "Трансерфинг себя". В возможности, транслируемые автором, поверили больше 20 тыс. человек.
Налоговые изменения тоже не лучшим образом отражаются на книгоиздании и продажах. Остаётся надеяться лишь на неистребимую тягу к знаниям, сохранение способности критически мыслить и любопытство ко всему новому.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.