Инвестиции в вечность — отдельная серия подкастов "Делового Петербурга" в рамках спецпроекта, посвящённого людям и организациям, которые тратят свои средства, время и силы на сохранение и восстановление культурного наследия города. Как возрождение храмов создаёт новые возможности для развития региона — изучим в новом выпуске "История по делу".
Партнёром выпуска выступил Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, который занимается сохранением архитектурного и духовного наследия нашего города, воссозданием и восстановлением разрушенных памятников архитектуры, в том числе — утраченных религиозных доминант Северной столицы.
Вклад в вечность
Частные инвестиции всегда играли ключевую роль в вопросе возведения и восстановления храмов. В дореволюционную эпоху жертвователями часто становились представители купеческого сословия. В наше время сохранение духовных доминат было бы невозможным без участия бизнеса и отдельно взятых меценатов.
Соборы и храмы являются значимыми социальными ориентирами и местами притяжения. При них обязательно создавались учреждения адресной помощи нуждающимся, воскресные школы для детей, благотворительные организации. Это была своеобразная система координат для горожан.
Кроме того, именно храмы всегда выделялись на "Небесной линии" Петербурга, о чём свидетельствует теория академика Дмитрия Лихачёва. Они же формировали внутри мегаполиса основные городские пространства и архитектурные ансамбли.
Во второй половине XX века в Петербурге активно занялись сохранением исторического наследия, тогда же возник вопрос и о воссоздании храмов, которых в советское время было утрачено немало. Однако религиозные доминанты всегда выглядели менее привлекательно для инвесторов. Дело в том, что реализация подобных проектов зачастую гораздо более трудоёмка, чем в случае с другими памятниками архитектуры. К тому же после воссоздания их нельзя приспособить под современные нужды. Тем не менее работы по возращению утраченного духовного наследия ведутся регулярно. В результате в городе появляются новые точки притяжения, а вместе с ними преображаются целые кварталы.
Киновия Александро-Невской лавры: исторические курьёзы и легенды
В 1714 году Пётр I подарил Александро-Невской лавре землю в Клочках, на противоположном берегу Невы. С этого момента началась история Киновии, что в переводе с греческого означает "общежительный монастырь". Но тогда до строительства монастыря было ещё далеко: в разное время местные земли использовались под кирпичное производство, а также для сенокоса. Лишь в 1820 году наместник лавры митрополит Михаил решил создать здесь летнюю резиденцию митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского с хозяйством, храмом и общежитием для престарелых монахов и священников. Тогда же началось строительство загородного архиерейского дома — Киновии.
Спустя десятилетие появился и свой покровитель — богатый столичный купец Фёдор Набилков. Благодаря его помощи для монахов построили каменные здания келий, а позднее и собор Святой Троицы. Храм был спроектирован архитектором Григорием Карповым в русском стиле с одним большим и четырьмя меньшими куполами. Со временем близ монастыря сформировалась слобода, получившая название Малой Архиерейской. К слову, с этим топонимом связан курьёз: по свидетельству историка Дмитрия Шериха, Большой Архиерейской слободы в Петербурге никогда не было.
Хранит Киновия и немало легенд. Если верить одной из них, то обитель была связана с Александро-Невской лаврой подземным ходом, выкопанным под руслом Невы. Однако доказательств этому найдено не было. А вот между зданиями самой Киновии такие ходы были, но их уничтожили при устройстве Октябрьской набережной.
Многое изменилось после прихода к власти большевиков. В разное время здесь помещались мастерские Промкомбината и общежития. Существенно пострадал внешний облик храма, были утрачены все декоративные и художественные элементы фасадов. Подверглось уничтожению и внутреннее убранство храма. Затем здесь был оборудован автосервис. Вместо алтаря и иконостаса в здании помещались лакокрасочные камеры и подъёмники для ремонта автомобилей, а надгробный камень первого настоятеля Киновии подпирал откатные ворота автобазы.
В 2001-м церковь вернули верующим, однако она ещё долго оставалась без икон и куполов. В 2017 году Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге начал работы по возвращению Киновии первоначального облика. Были полностью восстановлены фасады, монументальная живопись и резной иконостас, в подвале храма появились музей и мраморная крестильня. В 2020-м святыня официально открылась для прихожан.

фото предоставил Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге
Храм Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)" и техника, в которой работал Ломоносов
История этого святого места началась в конце XVIII столетия, и, как в случае с другими духовными доминантами, не обошлась без активного участия купцов. Изначально на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обуховской Обороны) была построена деревянная Тихвинская часовня. Появление в ней иконы Богородицы "Всех скорбящих Радость" неслучайно. Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву. Как-то в непогоду он перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все его спутники погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность купец принёс сюда икону Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" — благословение своей матери.
Но на этом чудеса не закончились. Во время грозы в 1888 году всё, что было в часовне, сгорело дотла. Невредимой осталась лишь эта икона, которая к тому же обновилась в красках после пожара. Её нашли на пепелище с прилепившимися мелкими монетами — "грошиками" из разбившейся кружки для пожертвований. Отсюда и пошло название иконы. Впоследствии образ Богородицы прославился многочисленными исцелениями верующих, которые прикладывались к нему. Кстати, это первая и единственная икона, чудо с которой произошло непосредственно в Петербурге.
Скоро о целительной силе образа узнали далеко за пределами страны. Молва привлекла знать: купцы-меценаты безвозмездно предоставили строительные материалы и купола для церкви, а император Александр III лично пожертвовал под её возведение участок земли в Стеклянном городке. Храм "Всех скорбящих Радость" был создан по проекту архитектора А. И. фон Гогена в 1894-1898 годах в духе московско-ярославского зодчества XVII века. Над его входом был изображён точный список чудотворной иконы "Всех скорбящих Радость (с грошиками)", выполненный в технике микромозаики из тянутой смальты. Эта уникальная техника известна со времён Римской империи и высоко ценилась в Византии. По отдельным сведениям, когда-то в ней работал сам Михаил Ломоносов.
В 1907 году по проекту того же архитектора рядом с храмом была заложена каменная часовня на 600 человек. Примечательно, что она пережила эпоху советской власти. А вот сама церковь в 1933 году была разрушена до основания — прихожанам удалось спасти только чудотворную икону.
Правда, как показали археологические исследования конца 1990-х годов, фундамент храма неплохо сохранился. Это позволило воссоздать святыню на историческом месте. Было собрано и изучено множество архивных документов, чертежей, изображений, фрагментов декоративных и отделочных материалов. Благодаря стараниям настоятеля храма Богдана Полевого и поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге удалось возродить даже уникальную технику микромозаики, и сегодня точный список чудотворной иконы "Всех скорбящих Радость (с грошиками)", как и много десятилетий назад, всё так же украшает вход в обитель.
О других знаковых проектах и интересных легендах вы узнаете из подкаста "История по делу".

