Из пяти — три: почему в Петербурге замедлились открытия фудхоллов

В Петербурге в 2025 году перенесли запуски двух фудхоллов
Автор фото: Ермохин Сергей/"ДП"
В Петербурге стало меньше открываться фудхоллов
В Петербурге стало меньше открываться фудхоллов
В Петербурге в 2025 году из запланированных к открытию пяти фудхоллов рынок получил лишь три новых проекта.
Часть проектов оказались дорогими для реализации из-за роста стоимости строительства и оборудования, а также возникли сложности с их заполнением.

От экспансии к развитию

В IV квартале заработали гастропространство в ТРК "Голливуд" и панорамный фудхолл "Фудкультура" в ТРК "ПИК", ещё один объект вышел на рынок ранее в течение года. Два заявленных запуска были перенесены.
Расхождение между планами и реализацией не означает снижения интереса к формату. По данным аналитиков CORE.XP, фудхоллы по-прежнему рассматриваются девелоперами как эффективный инструмент генерации трафика, однако запуск таких проектов стал более сложным и растянутым во времени. Рынок постепенно уходит от экспансивной модели и входит в фазу более взвешенного развития.
Одним из ключевых ограничений остаётся комплектация резидентами. В среднем один фудхолл в Петербурге объединяет 19 гастроконцепций (корнеров), что требует сложной работы по формированию сбалансированного пула операторов и единой концепции пространства. При этом рынок в основном развивается за счёт несетевых игроков — на их долю приходится 68% проектов.
Именно этот сегмент наиболее чувствителен к колебаниям спроса и росту издержек, что напрямую влияет на сроки открытия новых площадок.
Одна из причин переносов — увеличение стоимости строительства. По оценке руководителя направления торговой недвижимости IBC Real Estate Владимира Чернусь, она сейчас составляет более 150 тыс. рублей за "квадрат", что в свою очередь влечёт увеличение сроков окупаемости с 2-3 до 4-6 лет.
"Изначально идея гастропространств состояла в том, чтобы посетитель мог получить ресторанное качество еды по цене фастфуда, но далеко не везде получилось это реализовать. Также нарушаются условия для успешного функционирования фудхолла: расположение на первом этаже, в центре города, наполнение минимум из 20 корнеров. Когда нарушаются несколько этих условий, вероятность успеха фудхолла снижается. Есть примеры успешных фудхоллов с нарушением одного из этих правил, но ни одного успешного при нарушении двух и более", — рассказывает "ДП" Владимир Чернусь.
По словам экспертов, ключевым ограничением стала высокая стоимость реализации проектов — как с точки зрения строительства и ремонтных работ, так и с точки зрения стоимости заёмных средств.
"В ряде случаев инвесторы сталкивались с дефицитом финансирования и были вынуждены пересматривать сроки запуска или искать новых партнёров. В текущих условиях девелоперы и инвесторы чаще принимают решение отложить запуск гастропространств, несмотря на сохраняющийся спрос на формат и его роль как инструмента генерации трафика", — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP Евгения Хакбердиева.
Панорамный фудхолл в ТРК "Пик"
Панорамный фудхолл в ТРК "Пик"
Автор: Nikoliers

Выход с готовыми проектами

Дополнительное давление оказывают изменения в потребительском поведении и общее состояние экономики. Директор департамента исследований рынка, консалтинга и оценки компании Maris Алёна Волобуева отмечает, что сегмент столкнулся сразу с несколькими структурными вызовами.
"Сегмент фудхоллов, ещё недавно гремевший стремительными темпами прироста предложения и амбициозными планами развития, в 2025 году достиг гораздо более скромных показателей. Во многом, несомненно, данный факт обусловлен снижением общего уровня деловой активности в экономике региона", — отмечает она.
При этом, по словам эксперта, трансформация спроса лишь усилила давление на операторов.
"В дополнение к неоднозначной экономической ситуации в последний год значительно изменились предпочтения потребителей. В условиях высокой волатильности цен резиденты не поспевают за изменяющимся спросом. Операторам сложно наполнить пространства и создать при этом единую гастроконцепцию. В 2025 году существенный объём потребительского спроса сместился в сегмент готовой еды и доставки. Всё более привлекательным для потребителя становится общепит у дома. Вышеперечисленные факторы в ещё большей степени усложняют задачу создания качественных и успешных гастрономических пространств для операторов", — уверена Алёна Волобуева.
На этом фоне девелоперы всё чаще предпочитают откладывать запуск проектов, чтобы выходить на рынок с полностью сформированным продуктом, а не с неполностью заполненными пространствами. Дополнительное влияние оказывают выросшие сроки строительно-монтажных и отделочных работ, а также необходимость более консервативной оценки сроков окупаемости.
По данным CORE.XP, в целом сегмент фудхоллов в Петербурге продолжает развиваться, но уже в иной логике.
С 2022 года в Петербурге и Ленинградской области было открыто 15 фудхоллов, а общее количество действующих гастропространств достигло 22. Около половины из них размещаются в составе торговых центров, что подчёркивает роль формата как одного из ключевых инструментов адаптации ТЦ к изменившемуся потребительскому поведению.
Таким образом, то, что два проекта в 2025 году так и не дошли до открытия, отражает не спад интереса к формату, а его "взросление". Фудхоллы перестают быть быстрым решением для наращивания трафика и всё чаще требуют от девелоперов точного расчёта, а от операторов — устойчивой экономики и способности работать в условиях меняющегося спроса.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.