На заседании рабочей группы постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Петербурга в понедельник, 15 декабря, обсудили ситуацию с такси.
На этот день была объявлена всероссийская забастовка водителей, работающих с сервисом "Яндекс".
Представители петербургских таксопарков попросили депутатов поддержать их в конфликте с агрегатором. В частности, речь шла о комиссиях, которые платят водители. По информации директора таксопарка "ПТС Альтернатива" Юлии Виноградской, по некоторым заказам стоимость услуг агрегатора достигает 47% от стоимости поездки. Базовая комиссия "Яндекса" составляет 24%. Но есть дополнительные услуги, например за возможность получать заказы в определённом районе агрегатор берет ещё 9%.
“
Представитель Общественного совета по развитию такси в РФ по Петербургу и в Ленобласти Андрей Белов рассказал "ДП", что таксисты отказываются работать в центре города. "Нас вежливо попросили не рассказывать об этом на совещании, но это проблема: такси не может высаживать и брать пассажиров на Невском проспекте, Рубинштейна или Московском вокзале. Здесь установили камеры фотофиксации, которые срабатывают каждые 6 секунд, и сразу же водитель такси получает штраф 4,5 тыс. рублей. Таксисты, работающие в центре Петербурга, несут огромные убытки. Поэтому пассажиры не могут уехать на такси из центра города, а водители не могут забрать и высадить пассажира, не нарушив закон", — рассказал Андрей Белов.
На заседании выяснилось, что таксист не всегда владеет полной информацией о маршруте. Она, как сообщили участники рынка, тоже продаётся агрегатором. По словам Виноградской, водитель, если не оплатит дополнительные услуги, будет знать только стартовую точку маршрута. А конечную он узнает только после того, как пассажир сядет в машину. "На мой взгляд, эта ситуация противоречит закону о защите прав потребителей. Так как водитель такси в данной ситуации выступает заказчиком услуги и по закону должен получать информацию об услуге в полном объёме: стоимость услуги, комиссии, качественные характеристики маршрута и его продолжительность", — сообщила Юлия Виноградская.
Эту информацию подтвердили другие участники заседания. Именно поэтому таксисты отказываются от поездки и просят пассажира переоформить заказ. Таксистам действительно непросто сейчас, подтвердил руководитель компании "Главный парк" Аркадий Лодягин. "Водители все — частники. Они работают на собственных машинах, которые купили в кредит", — отметил он.
О забастовке таксистов петербургские парламентарии узнали из СМИ. По словам депутатов, им удалось сегодня вызвать такси. Алексей Белов заявил, что представители более 20 таксомоторных петербургских компаний не участвуют в акции. "Любые подобные вопросы должны решаться за столом путём переговоров. Сегодня они не вышли на работу, а послезавтра начнут громить витрины. Мы пытались установить инициатора этой забастовки, но так и не нашли его. Вполне возможно, это провокация. Поэтому мы категорически против данной забастовки и рады, что на самом деле очень малое количество водителей, по нашей информации, к ней сегодня присоединились и участвовали", — сказал Белов.
Юлия Виноградская, сославшись на опрос коллег, сообщила, что никто эту стачку из таксистов не поддерживает. Лишь те редкие таксисты, которые просто отказались выходить на линию. "На сегодняшний день акция выглядит мирно. Никто не призывает ни к каким стачкам. Забастовка — это просто отказ от выхода на линию", — сообщила Юлия Виноградская.
Однако, с её слов, таксисты сегодня переживают период значительного падения доходов, если сравнивать их с прошлогодними показателями. Подсчитано, сегодня минимальная стоимость поездки по Петербургу в такси — всего 137 рублей, причём в эту сумму уже включено и время ожидания, и пробег, и количество минут в поездке. Эта сумма не отражает всего объёма затрат, которые несут петербургские таксисты.
Депутат Наталия Астахова призвала коллег не успокаивать себя словами, а выяснить причины, по котором таксисты всё-таки решились заявить о всероссийской стачке. "Но, на мой взгляд, вот эта минимальная ставка просто недопустима уже при нынешних ценах. Надо менять её. Для этого необходимо садиться с таксистами и с представителями "Яндекса” за стол переговоров. Потому что сейчас я услышала, что все против забастовки, но таксисты же бастуют", — прокомментировала она.
“
Депутат Вячеслав Бороденчик и вовсе удивился наличию у таксистов профсоюзов и неких центров, которые могут организовывать забастовки. "Раньше никаких профсоюзов среди таксистов не было. Это всегда был достаточно жёсткий бизнес. И если таксист чем-то был недоволен, то его просто отключали от агрегатора", — подвёл он итог обсуждению забастовки.
Представителей "Яндекса" на обсуждении не было. По словам председателя парламентской комиссии по транспорту Алексея Цивилёва, компания согласилась участвовать в заседании только "при закрытых дверях", без журналистов.

