Российская экономика обречена расти медленными темпами. А снижение ключевой ставки может закончиться на уровне 13% годовых.
Участники состоявшегося в Петербурге XXIII Российского облигационного конгресса поделились своими прогнозами о том, что ждёт экономику РФ в ближайшем будущем.
Перегрев экономики сохраняется
Валовый внутренний продукт (ВВП) в реальном выражении в последние 2 года увеличивался более чем на 4% (см. диаграмму). Но ожидать подобной динамики в будущем не приходится. В 2025 году рост ВВП РФ составит около 1%, заявил 8 декабря президент Владимир Путин на совете по стратегическому развитию и национальным проектам. В ближайшие 5 лет подавляющее большинство финансистов ждут среднегодовых темпов роста не выше 3%. Это подтвердил опрос участников конгресса (см. диаграмму).
Директор аналитического департамента ИК "Регион" Валерий Вайсберг связывает текущее охлаждение экономики с ранее накопившимся перегревом рынка труда.
"Мы будем расти в 2025 и 2026 годах очень медленно, — полагает он. — Мне представляется, что рынок труда сигнализирует о том, что перегрев очень серьёзный. Вернуться в те цифры, которые соответствуют естественному уровню занятости 3–3,5%, в 2026 году точно не получится. И поэтому говорить о том, что у нас экономика находится в стационарном состоянии, пока, на мой взгляд, достаточно рано. Что можно делать, чтобы увеличивать потенциальный рост, увеличивать производительность? У нас сейчас дефицит сбережений, высокая ключевая ставка позволяет накапливать сбережения. Цель правительства — конвертировать эти сбережения в инвестиции. Как это сделать? Это дерегулирование, это инвестиционный климат. И в принципе если действительно у правительства это получится, то, наверное, мы потенциальные темпы роста можем повысить. Но пока в широком диапазоне я бы оценил от 1,5 до 2% средний темп роста на ближайшие 5 лет".
Более пессимистичный прогноз у экономиста Евгения Надоршина. "Моя оценка потенциальных темпов роста — это приблизительно 1% ежегодно в среднем", — сказал он.
Роль оптимиста сыграл в дискуссии главный экономист "Сбера" Александр Исаков. Он указал на факторы, способствующие ускорению роста российской экономики: благоприятные демографические обстоятельства, которые могут добавить к численности работающих до 3 млн человек в ближайшие годы, а также рост производительности труда, в том числе за счёт внедрения искусственного интеллекта.
"На мой взгляд, преждевременно испытывать пессимизм по поводу следующих 10 лет. Мы можем расти темпами, близкими к 2,5–3%, если воспользуемся вот этими возможностями", — уверен эксперт.
"Потенциал роста мы оцениваем как 1,5% сейчас, — сообщил стратег по валюте и процентным ставкам Альфа Банка Никита Еуров. — По крайней мере на ближайшие 2 года".
Он объяснил, почему нынешнее состояние экономики следует считать перегретым: "Перегрев бывает двух видов. Классический — экономика росла, росла с потенциальным темпом. Потом случился какой–то шок, например напечатали денег. В экономике вырос спрос, все начали разгонять кредитование, инвестиции, и в ответ на этот рост спроса разгоняется ВВП. И соответственно, у нас разрыв выпуска увеличивается. Разрыв выпуска — это и есть тот самый перегрев, отклонение ВВП от потенциальной линии. ЦБ на это реагирует повышением ставки. Но есть ещё другой вариант перегрева, когда вроде как всё шло нормально, но в какой–то момент мы просыпаемся и понимаем, что производственный потенциал экономики стал ниже. Например, у нас случились структурные изменения рынка труда с 2022 года. Часть людей просто из рынка ушла. Это означает, по сути, уменьшение потенциала. Это сопровождается гонкой зарплат и борьбой за кадры. А это уже проинфляционный фактор. ЦБ также реагирует, ростом ставки. Но ощущается это абсолютно по–разному".
Цикл завершается
В том, что ключевая ставка продолжит движение вниз с уровня 16,5% годовых, не сомневается никто. Опрос участников конгресса показал, что наибольшая доля из них, 29%, ожидает окончания цикла снижения ключевой ставки на уровнях 11–13%. Ещё 21% высказались за целевой диапазон 7–9%. В числе последних был Евгений Надоршин. По его мнению, ожидания на уровне 13% очень консервативны.
"Такие ставки останутся при условии, что у нас в экономике сохранится рост, — считает он. — Потому что вместе с ростом сохранится проблема перегрева, с которым надо бороться. В моём сценарии такой проблемы нет. Потому что я не жду в следующем году роста российской экономики. В этой ситуации исчезает необходимость держать деньги слишком дорогими. Но в целом с тем, что двузначные ставки у нас на среднесрочном горизонте скорее норма, соглашусь. Теперь про 2026 год конкретно. Жду рецессии. Это развязывает Центробанку руки по снижению ставки, и 7% я жду уже к концу 2026 года. Это будет дно цикла. В 2027 году ставки снова станут двузначными".
Заместитель председателя правления Совкомбанка Михаил Автухов прогнозирует, что через год "ключ" опустится в диапазон 12–13%, а к концу 2027 года достигнет 10–11%. Александр Исаков ожидает 12% в 2026 году. Цикл снижения "ключа", по его мнению, завершится в последующие годы на уровне около 8% годовых.
"В конце следующего года ставка снизится где–то до 12%, — полагает Никита Еуров. — Может быть, чуть–чуть больше".
Валерий Вайсберг в свою очередь считает, что ключевая ставка останется двузначной длительное время. По его словам, эффективность ДКП Банка России снижается из–за программ господдержки, позволяющих многим предприятиям или целым отраслям финансироваться под льготные ставки.
"Для финансового рынка ставка одна, “ключ” плюс что–то, а бизнес живёт совершенно при других ставках, — подчеркнул он. — Если взять цифры Росстата и посмотреть проценты, которые платят крупные и средние предприятия, и отнести их к кредитам и займам, мы увидим, что за год, с октября 2024–го по сентябрь 2025–го, у них ставка была ниже 12%, а средний “ключ” был 20%. Здесь тоже очень важный момент, что ЦБ надо двигаться таким образом, чтобы снижать ставку осторожно, постепенно, с тем, чтобы выравнивать дифференциал. Потому что с тех пор, как в 2024 году мы вторую волну повышения ставок увидели, дифференциал очень сильно вырос. Он сейчас на максимумах находится за последние несколько лет. И скорость снижения этого дифференциала, наверное, будет определяющей. Поэтому, если отвечать на вопрос, где я вижу дно нынешнего цикла, то я не думаю, что это дно ниже 10%. Думаю, что в двузначной ставке мы должны длительное время посидеть. Это не отменяет сценария снижения. Но всё–таки ставка такая, как её видит ЦБ, 7,5–8,5%, не очень в нынешних условиях достижима".
Председатель наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов также ожидает, что снижение ставки будет носить очень постепенный характер. В этом его убеждают комментарии представителей Банка России. "Мы будем жить в двузначной ставке ещё несколько лет", — прогнозирует он.
“
Цикл смягчения ДКП был, можно сказать, официально подтверждён на пресс–конференции по итогам последнего заседания по ключевой ставке в ноябре. И главное, что было сказано, — скорость смягчения может быть очень разной. Можно ждать 10–12% на конец 2026 года и 6–8% на конец 2027 года, если инфляция и ВВП не преподнесут сюрпризов с ростом. Рост ВВП на 1–1,5% в год выглядит одновременно очень скромным прогнозом и очень реальным. Из положительного — цены на нефть, металлы и многие другие коммодитиз находились в 2025 году на низких уровнях. Однако к концу 2025 года наблюдается робкое восстановление. Поэтому можно ждать увеличения темпов роста ВВП РФ с 1–1,5% до 2–3%.

Артём Тузов
директор департамента корпоративных финансов АО "Первоуральскбанк"
“
Снижение ключевой ставки закончится, полагаю, на 10–12%, туда же придёт и инфляция к концу следующего года. Реальные ставки, таким образом, станут нулевые или даже слабо отрицательные. ВВП при этом будет тоже около нуля. Причины следующие. 1. Мы отказались от активной трансформации экономики — ждём выправления ценовой конъюнктуры и иностранных инвестиций. И то и другое может просто не прийти или прийти медленнее, чем нам бы хотелось. 2. Общая стагнация мировой экономики и стагфляционная спираль нас тоже неизбежно затронут. На дворе "вторая долгая депрессия", и наиболее вероятный сценарий — это примерно 10–летняя стагфляция, до 2035 года.

Дмитрий Адамидов
основатель телеграм–канала Angry Bonds


