Бизнес стали активнее проверять на предмет использования фоновой музыки в общественных местах. Нарушение авторских прав может обойтись в сотни тысяч рублей.
В telegram–каналах появилась информация, что владельцы заведений общественного питания, салонов красоты и частных клиник в разных регионах России столкнулись с ростом числа претензий со стороны Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности. Организации требуют выплаты компенсаций за использование в помещениях музыки, на которую не была приобретена лицензия.
По данным картотеки арбитражных дел, в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области со стороны РАО в сентябре 2025 года было подано 14 исков (в сентябре 2024–го — шесть), в октябре — семь (год назад одно), в ноябре — 12 (год назад пять). Правда, установить, сколько из них связаны именно с использованием музыки, невозможно.
Однако в пресс–службе РАО корреспонденту "ДП" заявили, что количество случаев привлечения к ответственности за незаконное использование музыки в Петербурге, наоборот, сокращается. Всё больше предпринимателей заключают лицензионные договоры и легализуют использование музыки.
"Средняя компенсация за одно незаконно использованное произведение составляет порядка 20 тыс. рублей. Итоговая сумма формируется исходя из количества зафиксированных композиций", — добавили там.
Коммерческим использованием считается прослушивание музыки там, где бизнес работает с клиентами. "В таких случаях нельзя включать треки из личных стриминговых сервисов — например, “Яндекс.Музыки” или “VK Музыки”, поскольку они предназначены для частного прослушивания", — комментирует руководитель юридической службы компании "Кубик Медиа" Александра Штенгауэр.
Нарушают авторские и смежные права проигрывание музыки с флешки, радио, музыкального телеканала и даже живые выступления кавер–групп, если не происходит отчислений правообладателям. Последних, кстати, может быть несколько: автор музыки, автор текста, студия звукозаписи и так далее.
"За один трек можно получить два штрафа: за нарушение авторских и смежных прав. Ещё есть штраф за нарушение закона о тишине, что актуально для бизнеса в жилых домах", — добавляет директор по маркетингу аудиосервиса "Звук Бизнес" Виталий Бочкарёв.
По наблюдениям адвоката, руководителя практики интеллектуальной собственности АБ "Шварц и партнёры" Татьяны Овчинниковой, претензии со стороны РАО и ВОИС часто не доходят до суда.
"Бизнес иногда использует произведения в рекламных роликах своих заведений, размещает их в интернете без согласия правообладателей. Такое использование также является незаконным, требует заключения договора и выплаты вознаграждения непосредственно обладателю исключительных прав", — добавила партнёр и руководитель практики разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности Semenov&Pevzner Екатерина Калиничева.
Предприниматели называют систему оформления договоров с РАО и ВОИС непростой. Основатель сети студий маникюра Nails Up и амбассадор YClients Ирина Ерошкина поясняет, что тарифы зависят от формата бизнеса и площади, их нужно вычислять по таблицам и формам заявок. "Для владельца небольшого салона красоты это выглядит как набор разрозненных правил", — отметила она.

