Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"

Праздник выпускников "Алые паруса" стал таким же туристическим брендом города, как разводные мосты, белые ночи и Эрмитаж. Трансляцию, которую традиционно организует Пятый канал, в 2025 году посмотрели почти 48 млн человек. Как устроен праздник, рассказывает главный режиссёр–постановщик водно–пиротехнического шоу в акватории Невы Михаил Колпахчиев.

Каждый год ставить "Алые паруса" — это, наверное, как в театре работать с классической пьесой. Зритель знает, чего ждать, и хочет видеть каноничное зрелище, при этом всё равно нельзя повторяться. В целом адская режиссёрская задача — как вы её решаете?
— Да, задача достаточно парадоксальная. Есть традиционные знаковые вещи: выход брига, водно– пиротехническое шоу, концертная часть. Всё это на фоне прекрасного исторического центра, который неизменен: набережные те же, спуски к воде те же, Петропавловка стоит на месте, Стрелка и Васильевский остров, слава богу, тоже на месте. Как вот в этом всём найти какие–то свежие решения, неожиданные ракурсы, по–новому раскрыть пространство? Мы отталкиваемся от идеи. Каждый год — своя основная тема.
Например, в этом году страна отмечает юбилей Победы в Великой Отечественной войне и мы не могли мимо этого пройти. Но тему нельзя отрабатывать формально. Наша задача — пробудить эмоцию. С другой стороны, актуальный материал должен быть органично вплетён в общую драматургическую линию. Так родилась идея сделать историческую реконструкцию с победным салютом из настоящих, фронтовых "Катюш". Мы нашли исторические машины, причём не лендлизовские студебеккеры, а наши ЗИСы. Подобрали нужную сценарную точку, чтобы залпы этих машин органично смотрелись на фоне современной пиротехники. С Троицкого моста во время водно–пиротехнического шоу торжественная канонада из ракетных установок «Катюша» прогремела дважды. 200 зарядов "Комета" стали частью мизансцены "Победа". Ещё 120 — финальным аккордом всего водно–пиротехнического шоу. В итоге получился очень запоминающийся момент, совершенно уникальный, потому что вряд ли это кто–то когда–нибудь повторит — залпы "Катюш" в центре современного Петербурга.
"Алые паруса" входят в число самых крупных телевизионных трансляций. Вы следите за тем, что делается в мире в этой области? С чем себя сравниваете?
— Конечно, мы отслеживаем и тенденции, и технологические новинки. Отсматриваем открытия и закрытия Олимпиад — по масштабу "Алые паруса" можно сравнивать с такого уровня мероприятиями. Не могу сказать, что заимствуем какие–то идеи, потому что петербургский праздник совершенно уникален именно тем, что это фактически гигантская многокомпонентная постановка в историческом центре города с учётом телевизионной трансляции в прямом эфире. То есть существует, например, карнавал в Рио. Но там съёмка фактически репортажная, карнавал проходит мимо камер, он живёт сам по себе. Наш проект уместно сравнивать с большим кино, только всё происходит вживую, одним дублем и без комбинированных съёмок. Мы добиваемся этого эффекта огромным количеством репетиций и прогонов. Мы снимаем репетиции, отсматриваем, как это выглядит в кадре, какой эффект производит, вносим коррективы в реквизит, в движения артистов.
Почему из года в год трансляция "Алых парусов" бьёт рекорды? В чём вообще феномен прямой телевизионной трансляции и почему это не работает в записи?
— В ощущении сопричастности чему–то большому и настоящему, что происходит именно сейчас. У праздника изначально очень хорошая, точная идея: начало лета, начало новой жизни. Это касается сотен тысяч выпускников и их родных по всей стране. И мы аккумулируем эту общую энергетику и даём ей визуальное воплощение. Так вообще любое искусство работает. Поэтому многих это трогает, и в кадре мы видим совершенно искренние слёзы выпускников, их учителей и родителей.
Немного о технологии: как устроено водно–пиротехническое шоу, ведь его нельзя отрепетировать?
— Да, это сложная технологическая схема, которая заранее просчитывается и программируется. То есть, когда мы нажали кнопку «старт», всё запущено и идёт 25 минут — отменить нельзя. Пиротехника синхронизирована с фонограммой по секундам. Естественно, всё это предварительно моделируется с помощью компьютерной графики, проводим тестирования, чтобы посмотреть, как работают те или иные заряды. Это тонкая и точная работа, но итог всё равно зависит от погоды, от направления и силы ветра, от множества факторов. Поэтому то, что вы видите в моменте, — всегда уникально.
И это всё ещё синхронизировано с проходом брига, а там тоже, наверное, есть свои нюансы?
— Корабль у нас современный и высокотехнологичный, и у него, конечно, есть моторная часть. Но надо понимать, что огромная площадь раскрытых парусов оказывает такое влияние, которое моторами парировать иногда невозможно. От команды требуется огромное мастерство, и каждый год она совершает какие–то магические действия. За столько лет, конечно, команда брига изучила все нюансы нашего климата и сложных течений Невы. Но ведь задача не просто пройти под парусами какой–то отрезок. Каждый год исходя из нового музыкального сценария рассчитывается и маршрут брига, его посекундное передвижение по акватории, время начала разворота, различные эффекты. В этом году, например, использовали световую инсталляцию, которая в определённый момент украсила паруса. И всё это нужно отработать и много–много раз повторить для того, чтобы капитан в итоге выявил среднее арифметическое, ну потому что сегодня есть ветер на репетиции, завтра нет.
На что ориентироваться? На сегодня или на завтра? Оба ответа неправильные — надо искать что–то третье, на основе опыта и интуиции. Повторюсь, каждый год для меня какая–то магия, когда корабль совершает все задуманные манёвры и в нужный момент выходит в нужную точку, и всё случается. Дай бог, чтобы так было и впредь.
Вам не кажется неожиданным, что "Алые паруса" стали самым мощным современным туристическим брендом Петербурга, будучи, по сути, закрытым мероприятием для определённой аудитории — выпускников?
— В этом и состоит смысл сочетания праздника и масштабной телетрансляции. Международным брендом "Алые паруса" сделало телевидение, а то, что праздник предназначен именно для выпускников, помимо прагматических соображений безопасности и физической вместимости набережных, в моём понимании имеет ещё один смысл. Тут есть какой–то момент сакральности. Это день, который молодые люди запомнят на всю жизнь. Всё, что происходит, — это только для них и только сегодня. Это ощущение эксклюзивности и неповторимости — важная составляющая.
Для всех остальных есть телевизионная трансляция. Кроме того, весь праздник можно увидеть в официальных аккаунтах Пятого канала в социальных сетях и на сайте канала. А в этом году в прямом эфире праздник смотрели порядка 300 тыс. жителей крупных городов на уличных экранах. Кстати, туристическим событием уже стали даже наши репетиции с проходом брига — в этом году в этот момент людей на набережных 27 июня было едва ли не больше, чем на самом празднике.
А что самое главное в "Алых парусах" для вас?
— Не буду бросаться громкими словами о том, что с точки зрения индустрии это мероприятие, не имеющее аналогов в мире. Для меня и, пожалуй, для всей творческой команды "Алых парусов" — потрясающая возможность обратиться к молодому поколению через такую интересную художественную форму. Не через кино, не через музыку — этого много, а с помощью уникального формата. И поверьте мне, даже самый колючий, циничный подросток, который пока ещё находится в стадии отрицания всего, что, как кажется, ему навязывает этот мир, в момент кульминации шоу не может оставаться равнодушным. После праздника, когда заканчивается трансляция, я смотрю на людей и вижу их счастливые лица, чувствую хорошую энергетику.
Мы живём в такое время, когда молодёжь поменялась во многом, есть какие–то отличия от нашего поколения. А такие значимые события, как "Алые паруса", нас объединяют. Это и нам помогает оставаться молодыми.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.