Смертельный градус: почему сохраняется спрос на спирт сомнительного качества

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Жуткая история с массовым отравлением суррогатным алкоголем в Ленинградской области уже почти неделю обсуждается на всех уровнях. Высказаться успели даже в Кремле: Дмитрий Песков назвал случай "из ряда вон выходящим" и пообещал, что "это будет повод для того, чтобы просто больше систематизировать работу и большее внимание этому уделить".
Количество погибших тем временем уже достигло 38 человек. Задержаны полтора десятка подозреваемых, трое отправлены под арест. При этом случаи отравления зафиксированы как минимум в пяти районах. То есть дело не в одном–единственном "дяде Коле", который по случаю достал где–то канистру технического спирта и толкнул её соседям. Это целая сеть хранения (на складах уже идут обыски), распространения, дистрибуции.
Отлаженный бизнес, который работает с презрением к законам государства, но в полном соответствии с законами рыночной экономики, основной из которых гласит, что там, где есть спрос, обязательно будет обеспечено предложение. А вот почему спрос на спирт сомнительного происхождения в пластиковых канистрах столь стабилен и постоянен — это главное, что стоило бы понять и вынести из случившейся трагедии.
Да, такая продукция дешевле водки в сельпо, даже если та выставлена по минимальной розничной цене (которая, кстати, с 1 января 2025 года была повышена с 299 до 349 рублей за 0,5 л). Но деньги в этой схеме — отнюдь не главное звено. Главное — ценность человеческой жизни, как бы пафосно это ни звучало. Точнее, недостаток этой самой ценности. Если окружающая среда транслирует человеку, что жизнь его — в лучшем случае инструмент для достижения каких–то великих, но чужих лично для него целей, а в худшем — просто безликая статистическая единица, то и ценить её он не будет. Эта проблема не регулируется законодательными рамками, контролем или запретами. Заставить человека любить жизнь невозможно — он должен этого захотеть.
Звучащие со всех сторон формально правильные, но пустые слова о трезвости, правильном питании или регулярных занятиях спортом никогда не заменят элементарного самоуважения. В конце концов, даже если человек не способен взять свои страсти под контроль (ведь алкоголизм — это всё же болезнь, а не прихоть), ему нужно на что–то опереться, чтобы сделать осознанный выбор. В том числе выбор между магазином или рестораном, потому что "могу себе позволить", и "дядей Колей", потому что "да пропади оно пропадом, какая разница".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.