Новые запреты для курьеров грозят резким ростом цен на доставку еды в Петербурге

Автор фото: Михаил Тихонов/ "ДП"

Запрет курьерам использовать средства индивидуальной мобильности приведёт к замедлению и подорожанию доставки.

В некоторых районах Петербурга курьерам намерены запретить передвигаться на самокатах, велосипедах и электровелосипедах. В списке обозначены Адмиралтейский, Центральный, Василеостровский, Петроградский, Кировский, Колпинский и Московский районы, а также Кронштадт. В Приморском районе курьерам нельзя использовать средства индивидуальной мобильности (СИМ) в парке 300–летия Петербурга.
В других районах это также парки и общественные пространства, например сквер в Колпино, территория "Остров фортов" или парк Дубки в Сестрорецке. Также сотрудники службы доставки должны быть в униформе со светоотражающими элементами, иметь номера как на фирменной сумке, так и на своём СИМ. Соответствующие проекты постановлений комитета по транспорту в настоящее время проходят антикоррупционную экспертизу, которая продлится до 23 июня.

Диалог построен

В пресс–службе "ВкусВилла" отмечают, что большая часть их курьеров в Петербурге перемещаются на автомобилях, менее 50% от всех — велокурьеры, которые доставляют заказы на электровелосипедах. В компании подчёркивают, что их стандартная доставка бесплатна с момента запуска сервиса, и условия для покупателей менять пока не намерены.
"Безусловно, необходимо выстраивать системную работу по регулированию курьеров для обеспечения комфортной и безопасной среды для всех. У нас уже есть успешный опыт совместной работы с департаментом транспорта Москвы, вместе мы добились значительного прогресса в регулировании деятельности курьеров и повышении безопасности на дорогах", — добавляют во "ВкусВилле".
В компании также отмечают, что работают над совершенствованием процессов и в Петербурге и открыты к сотрудничеству с регулирующими органами. Однако для эффективной реализации новых требований нужен диалог с участниками отрасли, чтобы у них было время на адаптацию и подготовку к изменениям с учётом рыночных реалий.
В пресс–службе сервисов доставки "Яндекса" рассказали, что сейчас компания находится в диалоге с городом и обсуждает новые правила работы курьеров. "Надеемся в скором времени прийти к сбалансированному решению, опираясь на опыт других городов, где такие меры уже реализованы", — добавили там.
В Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) отметили, что пока сложно сказать, как будет осуществляться доставка в зонах с ограничениями — с помощью пеших курьеров или на автомобилях. Но очевидно, что введение запретов на применение двухколёсного транспорта в большей части города приведёт к усложнению логистики сервисов.
"В целом мы поддерживаем идею об обеспечении безопасной городской среды, однако, на наш взгляд, решаться такие вопросы должны в диалоге с бизнесом, чтобы предусмотреть и избежать негативных последствий для потребителей — увеличение стоимости услуги и снижение качества сервисов доставки, к высокому уровню которого привыкли жители Петербурга", — говорят в АКИТ.
По мнению экспертов ассоциации, подобные изменения должны обязательно вводиться поэтапно, чтобы у компаний было время на адаптацию к новым условиям.

Дополнительные трудности

Аналитики рынка сходятся в том, что введение запретных зон для курьеров на самокатах и велосипедах в центральных и густонаселённых районах Петербурга затруднит оперативную доставку, особенно в часы пик.
Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков отмечает, что для служб экспресс–доставки это может означать увеличение времени выполнения заказов и снижение их количества на одного курьера. Стоимость доставки, вероятно, вырастет, так как компании будут компенсировать издержки — например, за счёт перехода на автомобили.
Около 60–70% курьеров в городе традиционно используют СИМ, что делает ограничения ощутимыми для всей отрасли. По мнению экспертов, эти меры могут стать началом пересмотра правил городской доставки — в том числе с введением специальных маршрутов или разрешительных систем для курьеров.
Член ассоциации "Пошли–поехали" Константин Мазеин подчёркивает что сам проект постановления вызывает вопросы на уровне терминологии. В нём всех — велосипедистов, электросамокатчиков, мопедистов — сводят в одну группу. Хотя по Правилам дорожного движения это три разные категории. Такая размытость создаёт правовую путаницу (особенно на стыке ПДД и реальной практики), затрудняет контроль и правоприменение и снижает доверие к самим мерам — как у курьеров, так и у жителей.
"Особенно остро стоит вопрос с мопедами. Весной ГИБДД и депутаты чётко заявляли: если мощность мотора выше 250 Вт — это мопед, значит, нужны права категории М и шлем. Но в новом законе про мопеды не сказано ничего. Получается, что именно та категория, которая потенциально может представлять большую опасность, вообще не подпадает под действие новых ограничений", — говорит Константин Мазеин.
Он также указывает, что сами запреты построены по странной логике. Вместо точечного подхода — например, ограничения движения в местах с высоким трафиком и узкими тротуарами — под запрет попали целые районы. Трудно объяснить, зачем полностью исключать вело– и СИМ–доставку из Центрального, Петроградского, Адмиралтейского районов, если проблему можно было решить гораздо точнее.
"Визуально — большая часть заказов сейчас доставляется на велосипедах и мопедах. Один курьер — это четыре–шесть заказов в час, до 50 за смену. После запрета кто–то перейдёт на пешую доставку (медленнее, менее эффективно), кто–то купит механический самокат (и поедет по тротуарам), а кто–то уйдёт из профессии", — отмечает эксперт. При этом спрос на курьерскую работу останется, но заработки упадут: за то же время один курьер сможет сделать меньше заказов. Избыток заказов будет частично перенаправлен на автомобильных курьеров. Так что логистические издержки вырастут. В краткосрочной перспективе службы доставки, возможно, удержат цены. Но в долгосрочной — всё равно заплатит потребитель.
По мнению транспортного аналитика Владислава Булгакова, возможно, издержки направят на курьеров, ведь электромопеды фактически даются курьерам в аренду. Другой вопрос в том, что если курьеров будет не хватать, то будут включать механизмы коэффициента. И в пиковые часы доставка станет ещё дороже. Но в обычное время она будет на базовом тарифе, который, скорее всего, не повысится.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.