Прокат сап–бордов и подогреваемый бассейн: что построили в акватории у Лахты

Возле "Лахта Центра" летом откроют прокат сап–бордов и бассейн с подогревом
Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Этим летом в районе парка 300–летия Санкт–Петербурга начнут работу два новых объекта, являющихся частью проекта "Газпрома" "Большая Лахта". Впрочем, до его завершения пока далеко.

Парк 300–летия Санкт–Петербурга был заложен в 1995 году. По первоначальным планам его площадь должна была составить около 89 га. Но была реализована только первая очередь проекта. Постепенно земли по бокам парка отрезали, в частности под аквапарк и торговый центр "Питерлэнд", построенный на том месте, где когда–то планировались теннисные корты. В итоге сейчас официальная площадь объекта составляет около 40 га.
Дальнейшее развитие парка было предопределено, когда неподалёку решили построить небоскрёб "Лахта Центр". Одно время на эскизах фигурировал пешеходный мост, который соединил бы высотку непосредственно с парком, но от этой идеи впоследствии отказались. При этом в 2021 году береговая линия была передана связанной с "Газпромом" компании "Зенит–арена" на условиях договора аренды. После этого пляж закрыли и огородили строительным забором. У берега развернулись масштабные работы.
На акватории были сформированы три острова радиусом около 50 м каждый. Формально их назвали гидротехническими сооружениями — объектами капитального строительства, стоящими на сваях. По официальной версии, это "острова–волнорезы", которые помогают предотвратить размытие пляжа (песок на нём, впрочем, всё равно приходится обновлять каждый сезон). Но высказывались предположения, что главным образом их появление было обусловлено желанием установить на них возле парка флагштоки высотой около 180 м (что примерно на 60 м выше шпиля Петропавловского собора).
В июне 2023 года на них при благоприятной погоде начали поднимать флаги (современный российский, советский и флаг Российской империи). При этом до последнего времени не были готовы строения у оснований флагштоков, которые официально считаются павильонами базы водных видов спорта. Их возводили в рамках второго этапа создания гидротехнических сооружений с лета 2023 года (когда было получено положительное заключение экспертизы).
Теперь, как сообщили "ДП" в АО "Зенит–арена", и их достроили. К островам навели мостики, ведущие с пляжа. Этим летом планируют открыть доступ по крайней мере на одно гидротехническое сооружение (с российским флагом). Оно расширит инфраструктуру и площадь пляжа. Там откроют прокат сап–бордов и другого оборудования.

Отложенные планы

Первоначально завершить все работы в зоне пляжа планировалось к лету 2023 года. Затем сроки сдвигались. "К лету 2025–го петербуржцы увидят полностью преобразившийся пляж", — говорил "ДП" в 2023 году генеральный директор "Зенит–арены" Игорь Краснов. Но пока что пляж внешне практически не изменился. Там остаётся ещё поставить анонсированные ранее кабинки для переодевания, навесы, дорожки, детские площадки и другие объекты. Сроки их установки продлеваются. Это связано с тем, что в западной части пляжа выставили забор для строительства дюкерного перехода газопроводов высокого давления (до 1,2 МПа) по дну Финского залива в сторону Васильевского острова. Данные работы ведёт ООО "Петербурггаз".
"Зенит–арена" приступит к благоустройству пляжа только после окончания летнего сезона 2025 года, а завершиться оно сможет после окончания работ по газопроводу.
В "Петербурггазе" сообщили "ДП", что начали работы ещё в 2023 году, все службы о них были оповещены. Газопровод строится по адресно–инвестиционной программе для повышения надёжности энергоснабжения города. Сейчас идёт третий этап строительства газопровода — непосредственно под заливом. Завершить работы и восстановить благоустройство планируют к концу 2026 года.
По данным "Контур.Фокус", 51% долей ООО "Петербурггаз" принадлежит городу, 49% — "Газпрому". Официально срок завершения работ по пляжу в "Зенит–арене" не комментируют.
Впрочем, финальной точкой для парка 300–летия завершение благоустройства пляжа не будет. Возле него планируют построить сооружение под названием "Экогалерея" (общественное пространство с эксплуатируемой крышей), док с парусником "Полтава" и спортивный комплекс для сдачи норм ГТО.

Реакция общественности

В результате завершения основных работ по реконструкции интерес к парку 300–летия мог возрасти, но это необязательно означает общественное одобрение. По подсчётам "ДП", с мая 2023 года число упоминаний парка в публикациях пользователей "ВКонтакте" возросло примерно в 1,5 раза (см. инфографику). Впрочем, число цитирований и просмотров упало, но на эти показатели сильно влияет фестиваль "VK фест", который проводят в парке.

Глобальные планы

В сфере интересов "Зенит–арены" также стрелка Крестовского острова, где находится управляемый "Газпромом" стадион. Примерно в одно время с гидротехническими сооружениями в парке 300–летия завершились работы по строительству открытого бассейна у стадиона на Крестовском. Он похож на флагштоки тем, что тоже устроен там, где была вода. Его возведением занималась "Зенит–арена". Площадь двухэтажной постройки составляет 12,3 тыс. м2. По задумке, открытый подогреваемый бассейн должен будет работать круглый год.
Сейчас в бассейне идут наладочные работы, но, по словам очевидцев, в нём уже купаются. Открытие планируется на конец июня или начало июля, сказали в компании.
На схемах "Зенит–арены" северо–восточное побережье Финского залива обозначено как "Большая Лахта" и разные объекты пытаются увязать воедино при помощи художественной подсветки. В их число входит "Лахта Центр", парк 300–летия, стадион, Западный скоростной диаметр и другие сооружения. Для организации подсветки необходимо проложить километры оптических кабелей. Конкурс на проектирование проводился осенью 2024 года. Управлять подсветкой планировали со смотровой площадки на 86–м этаже здания "Башня" МФК "Лахта Центр".
По словам очевидцев, такие объекты, как вантовый мост через Петровский фарватер, стадион и "Лахта Центр", уже подсвечиваются в общих цветах. В компании подтвердили, что подсветка частично уже работает.
Строительство искусственных сооружений в Финском заливе нередко становилось предметом дискуссий. Консультант председателя комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Александр Карпов в комментарии "ДП" отметил, что в случаях создания объектов в акватории должна проводиться государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. По крайней мере в случае флагштоков она проводилась, отметил эксперт.
Эта часть морского фасада сложилась случайно, но получилась в целом довольно удачной. Это не отменяет моего сожаления по поводу сноса стадиона Никольского и строительства на его месте "Газпром Арены", которая, по–моему, проигрывает своему предшественнику по архитектурным качествам. Тем не менее сложился достаточно интересный каркас ансамбля: стадион, Западный скоростной диаметр с его опорами неизвестных авторов, "Лахта Центр" с флагштоками. Ещё и огромная колонна в честь Ништадтского мирного договора, которую хотят поставить у "Лахта Центра". Здесь можно вспомнить и сооружения разной степени архитектурного качества на намывных территориях Васильевского острова (среди них есть вполне удачные с точки зрения масштаба и характера архитектурного решения, такие как дома с золотыми шпилями). Что же касается бассейна — в смысле инфраструктуры это плюс. Купаться у Западного скоростного диаметра — это на любителя. На градостроительную же ситуацию он не влияет.
Александр Кицула
архитектор, руководитель мастерской "Я. К."
Нет сомнений, что в целом всё развивается в правильном направлении. Прибрежная территория должна быть общественной, и она должна быть обеспечена инфраструктурой. Поэтому чем больше там будет разных объектов, тем лучше. Что же касается строительства в акватории, это отдельный вопрос. Есть серьёзная проблема, связанная с тем, что вся восточная часть Финского залива, от Кронштадта до собственно Петербурга, очень мелководная. Несмотря на то что сама Нева очень полноводная река с быстрой скоростью течения. Не случайно там регулярно чистят фарватер для больших судов, углубляют Морской канал. Вода там застаивается, у неё нет хорошей проточности, Маркизова лужа имеет на большей своей части глубину от 1 до 3 метров. И вопрос, как осваивать эту акваторию, постоянно обсуждается. Высказывались самые экстремальные предложения — вроде того, чтобы построить там большое количество островов, а между островами оставить протоки, тем самым обеспечив интенсивное движение воды. Или была идея постепенного намыва новой территории в западной части Васильевского острова, на юго–западе города и в Приморском районе. В общем–то, мне кажется, эта идея правильная. Город имеет право наступать на Маркизову лужу, поскольку экологические характеристики тем самым не ухудшаются, а скорее, наоборот, могут улучшаться. И на мелководье могут возникать какие–то объекты. Но это серьёзный вопрос, учёные строят модели и высказывают разные мнения.
Владимир Линов
архитектор, доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.