Сэкономить и заработать

Продовольственный ретейл, несмотря на все кризисы, успешно развивается и наращивает обороты. По данным агентства АКРА, оборот розничной торговли по итогам текущего года может вырасти на 12,2%, что составит 62,4 трлн рублей.

На рынке происходит всё больше сделок слияний и поглощений, ретейл идёт по логичному пути монополизации крупнейшими игроками. Но региональный ретейл при этом может успешно работать, выделяясь форматами и, конечно, ассортиментом продукции.

Устоять или продать?

Последняя крупная сделка — это покупка сети премиальных магазинов "Азбука вкуса" "Магнитом". "Лента" приобрела сеть дрогери "Улыбка радуги" и магазины "Монетка", X5 Group объявила о закрытии сделки по покупке 100% долей в сибирских торговых сетях "Красный Яр", "Батон", "Слата" и "Хлебсоль" и продолжает рассматривать возможность приобретения региональных ретейлеров.
По мнению экспертов рынка, мы увидим ещё не одну сделку в этом сегменте. Региональным компаниям становится всё сложнее конкурировать с федералами. А спрос активно переходит в более экономный сегмент — дискаунтеры, которые федеральные сети развивают более успешно.
По словам аналитика ФГ "Финам" Магомеда Магомедова, текущие общеотраслевые тренды, как и опыт развития сегмента продовольственного ретейла в других странах, подсказывают, что консолидация продовольственной розницы продолжится в долгосрочной перспективе.
"Что касается 2025 года, то крупных M&A–сделок, помимо объявленной покупки “Азбуки вкуса” “Магнитом”, я не жду. В текущих рыночных условиях, когда на компании давит растущий долг и платежи по нему, финансирование сделок по поглощению будет выглядеть неоптимальным как минимум в глазах акционеров. Покупка “Магнитом” “Азбуки вкуса”, которая, по моему мнению, является отличной инвестицией, была равнодушно встречена рынком в первую очередь из–за макроэкономического контекста”, — отмечает аналитик.
При этом Петербург, как второй по населению и один из самых экономически развитых городов России, в числе первых столкнулся с консолидацией продовольственной розницы уже несколько лет назад. В городе на Неве давно сохраняется одна из самых высоких долей федеральных ретейлеров в общем обороте продовольственной розницы. Сокращение доли региональных розничных сетей ускоряется. Так, например, в прошлом году в Петербурге закрылись все фирменные магазины сети “Великолукский мясокомбинат”, несколько лет назад закрылась местная сеть “Лэнд”, а региональные ретейлеры достаточно осторожны в своём развитии: многие закрывают неэффективные точки, при этом почти не открывая новых.

Растущий тренд

Один из главных потребительских трендов — онлайн–покупки, которые продолжают набирать обороты и в продовольственном сегменте, показывая высокую динамику. По данным Data Insight, в марте 2025 года интернет–магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 90 млн заказов, что на 36% больше по сравнению с мартом прошлого года. Согласно их прогнозу, по итогам текущего года рынок eGrocery в России может составить 1,6 трлн рублей, что почти в 1,4 раза больше, чем в 2024 году.
Магомед Магомедов однако отмечает, что со стороны спроса на компании давит повышенный рационализм потребителей. Население неохотно расстаётся с дорогими сейчас деньгами. При этом спрос на экспресс–доставку еды и продуктов продолжает расти.
"Как результат мы имеем ретейл, ориентированный не на экстенсивный рост, а на сокращение издержек, которое позволило бы конкурировать за клиента ценами. Компании стараются увеличить долю продаж более маржинальных СТМ (собственных торговых марок), развивают программы лояльности. Увеличивается доля онлайн–продаж через открытие дарксторов и гибридных магазинов. Компании развивают собственную доставку, отказываясь от услуг сторонних сервисов", — отмечает эксперт.
Однако директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов считает, что, несмотря на рост онлайн–продаж во многих группах продуктов питания, их доля продолжает оставаться очень маленькой. Онлайн для подавляющего большинства операторов рынка убыточен, и сейчас идёт "раздел рынка на будущее". Чем это закончится, пока непонятно.

Осознанный выбор

Сегодня крупные и региональные ретейлеры активно смотрят в сторону развития собственных торговых марок. Также сети теперь конкурируют с сегментом общепита, предлагая разнообразные готовые блюда, кофе навынос и выпечку. Если раньше пионером в этом направлении был “ВкусВилл”, то сегодня на готовую еду делают ставки все ретейлеры. По данным АКОРТ, продажи готовой еды по итогам прошлого года выросли на 24% в денежном выражении.
Леонид Ардалионов также отмечает, что сегодня есть повышенный интерес к развитию категорий fresh и ultra–fresh. При этом происходит отмирание старых (дешёвых) СТМ и одновременно развитие СТМ нового поколения с хорошим составом и качественной проработкой линеек блюд.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин добавляет, что помимо этого торговые сети привлекают покупателей не за счёт промо, как это было раньше, а за счёт постоянно действующих низких цен.
"Ретейлеры перешли к тенденции на регулярно низкие цены, торговые сети всё меньше стараются прибегать к краткосрочным акциям и склоняют поставщиков к тому, чтобы цены были всегда единые и никогда не менялись. Условно говоря, шоколадка может продаваться по акции 2 недели за 50 рублей, а потом цена вырастет до 100 рублей. Сейчас требуют, чтобы товар всегда реализовывался по акционному ценнику, чтобы люди знали, что они купят товар по минимальной цене", — отмечает эксперт.
Из необходимости экономить и искать более выгодные цены на полках вытекает ещё одна тенденция среди потребителей. Лачугин добавляет, что они теперь стараются диверсифицировать каналы покупок: многие покупатели сегодня ходят не в один магазин, а в несколько, за разными товарами, что–то заказывают онлайн, что–то в сервисах с экспресс–доставкой, за определёнными товарными позициями могут пойти в дискаунтер или, наоборот, в премиальную торговую сеть, чтобы выбрать наиболее оптимальное соотношение цены и качества.
"Я считаю что сейчас эта тенденция усилилась, потребители стараются чаще ходить в разные магазины, чтобы расширять свой потребительский кругозор", — заключает Михаил Лачугин.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.