Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскал 164,3 млн рублей с петербургского ООО "Строительная компания “Росстро”" в пользу АО "Адмиралтейские верфи", входящего в Объединённую судостроительную корпорацию.
"Росстро" выступало в качестве подрядчика на крупном проекте "Техническое перевооружение и реконструкция объекта специального комплекса НАПЛ цех № 12 (основной стапельно–сдаточный цех) V и VI пролёты", где выполняло строительно–монтажные работы.
Изначально, в 2017 году, контракт на эти работы верфь заключала с ООО "Петровский фарватер", но в 2019 году стороны подписали соглашение о замене подрядчика на "Росстро". Кроме того, Адмиралтейские верфи заключили с новым подрядчиком два соглашения на допработы на общую сумму 49,8 млн рублей, срок их сдачи — декабрь 2022 года.
Стоимость основного контракта не указана в материалах спора. Но, как ранее сообщал "Коммерсантъ", корабелы были готовы потратить 685,6 млн рублей на работы по V и VI пролётам.
Адмиралтейские верфи не ответили на запрос "ДП", но в суде представитель истца указал: подрядчик нарушил сроки выполнения работ, заказчик в апреле 2024 года принял решение об одностороннем отказе от контракта.
С "Росстро" связаться не удалось. Из материалов дела следует, что подрядчик не опроверг утверждение истца о нарушении сроков выполнения работ, не представил доказательств, что работы выполнены в полном объёме и сданы заказчику. Кроме того, "Росстро" не представило суду доказательства, позволяющие освободить компанию от ответственности за нарушение или же уменьшить размер неустойки.
Арбитраж проверил расчёт неустойки и признал его правильным.
"Судя по тексту решения, договором подряда установлена достаточно честная формула расчёта, учитывающая надлежащее исполнение, и с щадящей ставкой, — отмечает руководитель практики разрешения споров и банкротства Savina Legal Екатерина Баранова. — Несмотря на это, сумма неустойки в 3 раза превышает стоимость работ, порученных новому подрядчику. Возможно, в мотивировочной части решения отсутствуют какие–то критически важные данные для пересчёта размера неустойки".
Спор между верфью и строительной компанией обращает на себя внимание и нехарактерным поведением ответчика для подобной категории споров. "Нельзя не отметить пассивную позицию ответчика в деле: три заседания, 6 месяцев — ни одной явки. Это может, к несчастью для взыскателя, означать, что компания–должник брошена, обязательства свои исполнять не намерена, а в случае банкротства шанс получить компенсацию по неустойке уверенно стремится к нулю", — предполагает Екатерина Баранова.
По данным "Контур.Фокус", компания "Росстро" основана в 2010 году и с тех пор заключила более 40 госконтрактов на общую сумму свыше 0,5 млрд рублей. За последние 3 года выручка предприятия снизилась в 10 раз — до 21,2 млн рублей в 2024–м. При этом компания сохраняет чистую прибыль 2,8 млн рулей. В отношении "Росстро" есть ряд исполнительных производств: в частности, только в 2025 году приставы взыскивают в общей сложности 9,15 млн рублей. По данным информационной базы "Электронное правосудие", "Росстро" в 2024 году было участником 17 арбитражных споров, при этом Адмиралтейские верфи за последние несколько лет предъявили "Росстро" восемь исков.
Сегодня практически все дела о взыскании неустоек сопровождаются возражениями ответчиков о несоразмерности взыскиваемых сумм. "В последние годы суды чаще применяют договорные условия об ответственности и отклоняют ссылки на несоразмерность неустоек, если они приводятся без доказательств значительно меньших имущественных потерь истца или асимметрии в переговорных возможностях сторон", — обращает внимание юрист юридической фирмы Ru.Courts Александр Косов.