Без вины невиновные: с властей в регионах частично сняли ответственность

Автор фото: Trend / Евгений Асмолов / архив "ДП"
В предновогодней суете немногие заметили подписанный президентом 26 декабря федеральный закон "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статью 2 ФЗ “О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях”". Между тем для региональных чиновников и руководителей бюджетных организаций документ практически эпохальный.
Если кратко, органы госвласти субъектов РФ, муниципалы и подведы освобождаются от административной ответственности за ненадлежащее исполнение полномочий, если затраты на них не были профинансированы в достаточном объёме. Условием применения нормы является лишь своевременное внесение предложений о выделении необходимых средств в бюджете.
Как обычно, нововведение не только содержит в себе очевидные плюсы, но и порождает вопросы. С одной стороны, условную сельскую школу больше не накажут за неустановку очередной необходимой по нормативам видеокамеры, если областной комитет по образованию денег на неё не выделял. А муниципалитет, которому спихнули полномочия без финансирования, перестанет платить штрафы за их невыполнение.
С другой стороны, выходит, что искать дополнительные источники доходов или повышать эффективность теперь вроде бы и не нужно. Знай вноси предложения "о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий", как говорится в законе. Главное — прокукарекать, а будет рассвет или нет — это уже к вышестоящей инстанции.
Нельзя не обратить внимание и на этический момент. Учитывать объективные обстоятельства при установлении вины совершенно логично. Но почему только для чиновников и госсектора? Если предприниматель не смог оплатить, например, "Честный знак" по причине отсутствия оборотных средств, а в выдаче банковского кредита ему отказали, чем это принципиально отличается от ситуации "внёс затраты в бюджет, но денег не дали"?
Как писали "Известия", прошлый год стал рекордным по количеству возбуждённых дел за валютные нарушения. Значительное их число связано с пропуском сроков предоставления отчётности по движению средств и открытию зарубежных счетов. Что, в свою очередь, объясняется крайне запутанными схемами финансового взаимодействия российских предпринимателей с иностранными контрагентами. Виноват в этом точно не бизнес, но интуиция подсказывает, что вряд ли возбуждённые дела останутся без обвинительных решений на том основании, что все пытались, но вышло — как вышло. Выглядит не очень справедливо.