Эффективная цифровизация: как технологии могут помочь экономике

Автор фото: shutterstock

Цифровизация способна упростить и удешевить процессы для бизнеса. Если взять только пример строительной сферы, видно, насколько велико её значение для всей российской экономики. Однако заявлений о том, как важна цифровизация, мало, а реальных дел пока ещё не хватает. Об этом поговорили с заместителем директора департамента внедрения и сопровождения программного обеспечения компании "СИСОФТ РАЗРАБОТКА" (ГК "СиСофт") Александром Белкиным.

Что может дать бизнесу эффективная цифровизация, если говорить на примере строительства?
— За счёт того, что цифровые данные будут оптимизированы, мы сэкономим огромное количество времени и средств. Цифровизация позволяет управлять данными более эффективно. Но для этого нужно, чтобы сейчас к разработке нормативно-правовой базы подключался не только Минстрой России, но и все ведомства, а возглавлять этот процесс должно Минцифры России.
Заместитель директора департамента внедрения и сопровождения программного обеспечения компании "СИСОФТ РАЗРАБОТКА" (ГК "СиСофт") Александр Белкин
Наша задача — не заниматься импортозамещением, потому что программное обеспечение уже замещено. И оно работает. В России можно сделать любое программное обеспечение. При этом, что касается цены отечественного ПО, я не могу отвечать за всех вендоров, но в нашем Model Studio CS мы проанализировали цены за последние 3 года — да, цена растёт, но ниже роста уровня инфляции. То есть фактически оно дешевеет. Мы набираем денежную массу за счёт резкого увеличения количества потребителей нашего ПО.
Для развития цифровизации критически важна нормативная база. В каком состоянии она находится сейчас, если говорить конкретно про технологии информационного моделирования?
— Когда мы говорим о технологиях, то у нас есть уже как минимум две их большие группы: формирование и ведение информационной модели. То есть какие-то технологии формируют модель, а какие-то — её ведут. Определение этих понятий было дано в постановлении правительства РФ №614.
Они здесь были заложены диаметрально противоположно в сравнении с постановлением №1431. Там сначала модель формировалась, а потом велась, что логично. Мы сейчас наблюдаем в некоторой степени хаотическое нагромождение нормативно-правовых и нормативно-технических актов, которые иногда содержат взаимоисключающие требования, определения и понятия. Хотелось бы, чтобы это всё было гармонизировано.
Каково текущее представление об информационной модели?
— В Градостроительном кодексе есть определение информационной модели, которое многим не нравится. Я считаю, оно достаточно хорошее, потому что в нём есть важное уточнение: там говорится, что информационная модель — совокупность взаимосвязанных сведений, элементов и материалов. Именно "взаимосвязанных". Эту взаимосвязь многие упускают из виду и говорят, что информационная модель — это сборник файлов.
Вполне возможно, это так. Но эти файлы и документы должны быть взаимосвязаны. Более того, эта взаимосвязь имеет продолжение в виде распоряжения правительства №3286, которое утвердило Стратегию развития строительной отрасли до 2030 года с перспективой до 2035 года. И в этой Стратегии есть два термина, которые встречаются там по 2 раза, — машинопонимаемость и машиночитаемость документов.
Также в Градостроительном кодексе написано, что информационная модель — это проектная или рабочая документация. То есть это проект. Но мы можем использовать данные информационной модели на любом этапе организации строительных процессов или процессов эксплуатации. И это называется цифровое преобразование строительных процессов. Информационная модель здесь ни при чём — она содержит взаимосвязанные данные, которые появляются на основе выполненных строительных процессов: заливки бетона, кладки кирпичей.
Проще говоря, информационная модель не может быть отдана бригаде каменщиков для работы. Этой бригаде нужно место работы и материал для неё, а не информационная модель. Для них нужны только те сведения, которые необходимы для их работ. И отдать они должны в модель те сведения, которые получены в результате работы: объёмы, фамилии исполнителей и так далее. То есть среда общих данных разделяется на несколько информационных пространств — подрядчиков, субподрядчиков, которые связаны по принципу необходимости и достаточности управляемых данных.
Западные продукты так не работают. В России информационное моделирование и цифровая вертикаль — это больше, чем BIM (building information modeling, технология информационного моделирования).
С 1 июля 2024 года вступил в силу обязательный переход на технологии информационного моделирования (ТИМ) для застройщиков. Можно ли считать, что сейчас наступил новый этап в строительной отрасли РФ?
— Да. Изменения в строительной отрасли РФ могут стать новым этапом, поскольку они направлены на повышение эффективности работы застройщиков и улучшение качества строительства. Внедрение ТИМ способно привести к снижению затрат на строительство, сокращению сроков реализации проектов и повышению безопасности объектов.
Однако для успешной реализации этих изменений потребуется время и усилия со стороны всех участников строительного процесса.
Что конкретно сейчас может сделать государство для развития технологий? Насколько важна господдержка?
— Проблема в том, что очень много говорится про импортозамещение. Но где какие-то реальные действия со стороны государства? Почему для бюджетных строек Минстрой России не может сказать: проектируйте и стройте только на основе отечественного ПО. Ведь есть же все необходимые продукты! А если чего-то не хватает, то можно организовать. Иными словами, важно услышать сейчас от государства: пользуйтесь отечественным ПО на бюджетных стройках.
Почему мы в государственных вузах за государственные деньги до сих пор учим студентов западному ПО? Ему ведь человек может учиться сам, на платном курсе, за свои деньги. Но не за бюджетные.
От государства мы хотим получить чёткий сигнал: использование отечественного ПО — это прописанная необходимость. Второй момент — оптимальное расходование средств. Может быть, не нужно раздавать бюджетные гранты вендорам, а компенсировать пользователям приобретение отечественного ПО с хорошей скидкой. Вендор же получит компенсацию от государства.
Хочется, чтобы государство от деклараций перешло к более предметной поддержке внедрения отечественного ПО.