Пулково полетел на российском софте

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Внедрение сервиса мобильных посадочных талонов и переход на российский софт при обслуживании пассажиров позволили "Воздушным Воротам Северной Столицы", оператору петербургского аэропорта Пулково, получить премию "Цифровой ТОП" в сфере развития авиаперевозок по версии "ДП".

Консорциум "Воздушные Ворота Северной Столицы" (ВВСС) объявил о запуске сервиса мобильных посадочных талонов в Пулково в 2023 году. С марта новая услуга стала доступна для всех перевозчиков, выполняющих рейсы на российских направлениях.
По словам главного операционного директора ВВСС Андрея Дробовича, новый сервис появился в рамках политики импортозамещения и создания новой IT-инфраструктуры предприятия. В Пулково эта система была развёрнута в рекордные сроки, всего за один месяц.
Чтобы воспользоваться услугой, пассажиру необходимо зарегистрироваться на рейс онлайн и получить электронный посадочный талон. Для прохождения предполётного контроля и посадки на рейс посадочный талон потребуется предъявить на мобильном устройстве.
Мобильный посадочный запустили на базе российского программного обеспечения, разработанного компанией "Неолабс", участником проекта "Сколково". "Аэропорт Пулково известен как один из наиболее активно трансформирующих свой IT-ландшафт аэропортов России, последовательно и структурно реализующий стратегию импортозамещения и адаптирующий в рамках неё как собственные, так и передовые отечественные программные продукты. И эта трансформация успешно удаётся коллегам в условиях поступательного роста пассажиропотока, что существенно усложняет задачу и делает её уникальной для нашего рынка в текущий период времени", — прокомментировал генеральный директор "НеоЛабс" Александр Семченко.
В том же году Пулково первым среди трёх крупнейших аэропортов России перевёл инфраструктуру стоек регистрации и выходов на посадку на российское ПО. Это позволяет аэропорту улучшить работу и эксплуатацию смежных производственных систем, а также завершить переход с иностранного программного обеспечения на отечественное. Инфраструктуру воздушной гавани Северной столицы перевели на платформу общего доступа "АИСТ", которая стала альтернативой решениям SITA.
Всего на новую платформу перевели более 170 рабочих мест, на которых обслуживают более 40 авиакомпаний с нагрузкой до 70 тыс. человек в сутки. Иностранные системы ранее требовали длительных и дорогостоящих сертификаций национальных решений, используемых в той или иной стране. Обычно это делало технически нецелесообразным развитие различных сервисов. Сейчас в Пулково реализован класс решений, которые взаимодействуют по стандартным протоколам IATA и не требуют друг от друга каких-то сертификаций.
"Аэропорт Пулково активно реализует программу импортозамещения. Оператор авиагавани входит в индустриальный центр компетенций, где работает над задачей по переходу на отечественные технические решения в авиационной отрасли к 2025 году", — говорит пресс-служба ВВСС.
В 2024 году в Пулково заявили о скором завершении внедрения комплексной системы обработки багажа отечественного производства. Этот проект реализовывается совместно с технологической группой "Рексофт". Разработка и тестирование программного комплекса велись при участии ИТ-команды Пулково. При этом внедрение стало первой интеграцией отечественного решения, проходившей без остановки операционной деятельности одного из крупнейших авиационных узлов страны.
С июня нынешнего года в Пулково приступил к работе мобильный инспекционно-досмотровый комплекс российского производства М-СКАН 9032, предоставленный компанией "НеоСкан". Он был разработан коллективом российских учёных и инженеров из Петербурга, Москвы и Томска для решения задач полиции по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защищённости. Таким образом, Пулково первым среди аэропортов России автоматизировал досмотр транспорта.
По итогам первой половины 2024 года пассажиропоток в Пулково вырос на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. С января по июнь на внутренних направлениях услугами аэропорта воспользовались 7,8 млн пассажиров, на международных — 1,8 млн пассажиров. Наиболее популярными российскими направлениями стали Москва, Калининград, Сочи, Екатеринбург и Казань. Самыми востребованными зарубежными городами — Анталья, Стамбул, Минск, Дубай и Ташкент. Наибольшее количество пассажиров среди российских компаний обслужили "Россия", "Победа" и Smartavia, среди иностранных — Turkish Airlines, Uzbekistan Airways и Belavia.