Минобороны обвинило крупнейшего в России строителя военных кораблей в нерасторопности, стоившей петербургскому подрядчику 300 млн рублей.
Военные рекомендовали привлечь к административной ответственности руководителя архангельского центра судоремонта "Звёздочка" за нарушение условий контрактов по гособоронзаказу. "Звёздочка" задолжала Кингисеппскому машиностроительному заводу треть миллиарда по договорам, исполненным в 2021–2022 годах. Военные заявили, что давно бы расплатились, но в "Звёздочке" считают, что Минобороны занизило стоимость выполненных работ на 620 млн рублей.
Через три дня после смены министра обороны
"До настоящего времени цены государственных контрактов… не переведены в фиксированную из–за непредоставления АО “ЦС “Звёздочка”… отчётных документов… и несогласия АО “ЦС “Звёздочка” с заключениями по цене… В случае нарушения обязательств, указанных в… договоре… для привлечения одной из сторон к административной ответственности второй стороне необходимо обратиться в ФАС России…" — написано в письме руководителя департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны Вячеслава Рыженкова.
Письмо адресовано владельцу петербургского военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаилу Даниленко и поступило в канцелярию холдинга в конце июля. Это ответ на жалобу, которую бизнесмен направил министру обороны РФ Андрею Белоусову спустя 3 дня после его назначения, 17 мая 2024 года. Речь о контрактах, исполненных КМЗ в 2021–2022 годах и которые до сих пор не оплачены. Общая сумма задолженности — около 300 млн рублей, и попытки добиться выплаты этих денег до смены руководства военного ведомства ни к чему не привели.
КМЗ неоднократно судился со "Звёздочкой" и в прошлом году проиграл 10 арбитражных споров в Арбитражном суде Архангельской области ("ДП" писал об этом в марте 2023 года). Всякий раз архангельской верфи удавалось убедить суд в своей правоте, основываясь на строчке в договоре, где написано: "Плата за фактически выполненные работы осуществляется не ранее поступления соответствующих денежных средств от… заказчика в рамках исполнения государственного оборонного заказа". Участники рынка говорят, что эта фраза появилась в военных контрактах сравнительно недавно, но ранее подрядчикам удавалось убеждать суды, что полученных заказчиками денег от Минобороны по другим контрактам достаточно, чтобы рассчитаться с ними.
В письме, которое пришло в КМЗ в конце июля, глава департамента по обеспечению гособоронзаказа Вячеслав Рыженков пообещал расплатиться с КМЗ сразу после того, как Минобороны и "Звёздочка" договорятся об окончательной цене соответствующих контрактов (в долгосрочных госконтрактах часто указывается предварительная цена, которая может меняться в зависимости от фактических затрат и инфляции).
"Мы считаем, что военные не правы…"
Статья Кодекса об административных правонарушениях 14.55, по которой Вячеслав Рыженков рекомендовал Михаилу Даниленко добиваться привлечения представителей "Звёздочки" к административной ответственности, описывает "нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу". Она предусматривает штраф от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Владелец КМЗ сообщил, что пока не обращался в Федеральную антимонопольную службу для привлечения руководителей "Звёздочки" к административной ответственности. По его словам, холдинг продолжает исполнять заказы "Звёздочки", сумма которых ежегодно составляет около 500 млн рублей.
Топ–менеджер "Звёздочки", просивший не называть себя, заявил: "Сейчас значительная часть наших документов, не согласованных министерством обороны, находится в суде. Мы считаем, что военные не правы на крупную сумму, в которую входит и наша задолженность Кингисеппскому машиностроительному заводу, а их замечания не совсем корректны. Суды сложные, там много документации, привлекаются экспертные организации. КМЗ однозначно получит свои деньги, даже если мы проиграем суды, но, думаю, этого не случится", — сказал представитель "Звёздочки".
По данным портала "Электронное правосудие", на данный момент Арбитражный суд Москвы рассматривает семь споров по искам "Звёздочки" к Минобороны всего на 620 млн рублей.
Порочная практика
По мнению владельца и генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павла Зубкова, ситуация, в которую попали КМЗ и "Звёздочка", носит системный характер.
"Давно пора на законодательном уровне откорректировать систему ценообразования в госконтрактах в сфере гособоронзаказа. В нынешнем виде она часто превращается в многолетние тяжбы, потому что головных исполнителей не устраивают суммы, в которые военные оценивают выполненные ими работы. Результат — бесконечные арбитражные споры. Но у каждого такого головного исполнителя десятки, а порой и сотни подрядчиков, и для них ожидание, пока заказчик досудится с Минобороны и соответствующие судебные акты вступят в законную силу, может обернуться крахом. КМЗ — сильная компания, подрядчики помельче попросту такое не выдержат и обанкротятся, хотя добросовестно исполнили свои обязательства. Особенно важно понимать, что “Звёздочка” — государственное предприятие, которое остаётся заложником ситуации. Ей нужно брать где–то деньги, чтобы платить зарплаты сотрудникам, налоги, а она ещё и не может расплатиться с подрядчиками, пока не договорится с Минобороны", — говорит владелец МКС.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов тоже считает, что практика, при которой исполнители связывают плату подрядчикам по госконтрактам с получением средств от заказчика, порочна.
"С одной стороны, исполнителей можно понять — средства не получены, откуда им самим платить? Но и законный интерес подрядчиков очевиден. Полагаю, нужно идти по пути формирования судебной практики, согласно которой суд оценивал бы достаточность и своевременность усилий, предпринятых исполнителем для получения денег от заказчика, и уже исходя из этого принимал решение о взыскании или отказе во взыскании средств в пользу подрядчика. Суду в каждой конкретной ситуации стоит проверить, не было ли злоупотребления сторонами своими правами. А пока остаётся включать в контракты положения, явно или неявно позволяющие ставить вопрос об увеличении стоимости работ при чрезмерной задержке оплаты, а также судиться и жаловаться", — полагает юрист.
Досье:
ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" зарегистрировано в мае 2013 года в Петербурге. По данным СПАРК, у компании единственный владелец — Михаил Даниленко, а уставный капитал составляет с 1 июля 2024 года 281,2 млн рублей. КМЗ входит в одноимённый военно–промышленный холдинг, объединяющий около десятка компаний с суммарным оборотом за 2023 год примерно 8 млрд рублей (по данным компании). Основная продукция холдинга — дизельные силовые установки и катера специального назначения.
АО "Центр судоремонта «Звёздочка»" зарегистрировано в 1992 году в городе Северодвинске Архангельской области. Это одна из крупнейших судостроительных и судоремонтных верфей России, которая входит в состав государственной Объединённой судостроительной корпорации. Уставный капитал "Звёздочки" составляет 167 млрд рублей. Компания ремонтирует и строит гражданские суда и военные корабли. Только в июле этого года "Звёздочка" спустила на воду построенные ею первые пассажирские суда с ледовым усилением "Онега" и "Сольвычегодск" и завершила доковый ремонт танкера "Пандар".