Цифровой кошелёк как символ веры: чем интересен кейс КИВИ банка

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"
На этой неделе Агентство по страхованию вкладов (АСВ) закрывает реестр требований кредиторов к КИВИ банку. Тому самому КИВИ банку, который прославился на всю страну сперва своими QIWI–кошельками, а затем и отзывом лицензии за высокорисковые операции и расчёты между физлицами и теневым бизнесом. После соблюдения всех формальностей уже с июля деньги от АСВ начнут получать те, кто не попал в первую очередь кредиторов. А это значит, что впервые за всю историю банковского дела в России часть выплат будет проведена без излишней, на взгляд многих клиентов, банковской бюрократии — тем самым владельцам QIWI–кошельков.
Ещё в марте им всем, пусть и после объяснений о том, что их очередь третья, было предложено прямо из своих личных кабинетов в системе QIWI подать заявку на возврат средств, которые зависли в их электронных кошельках. Для этого достаточно было ввести свои паспортные данные, приложить фотографию первого разворота паспорта и нажать пару кнопок.
Впрочем, этот же самый кейс КИВИ банка наглядно демонстрирует, что подавляющее число частных клиентов до сих не верит в возможность получения своих средств, хранившихся в электронном кошельке. Удобном, но не защищённом специальным государственным агентством и деньгами крупных государственных банков, отчисления которых и составляют большую часть предназначенных для вкладчиков страховых фондов.
Как заявил недавно генеральный директор АСВ Андрей Мельников, из подавших заявки на возврат средств 64 тыс. кредиторов КИВИ банка (с общей суммой требований 32,5 млрд рублей) владельцами QIWI–кошельков являются 50 тыс. с объёмом претензий в полмиллиарда рублей. При всём при этом общее число числившихся в системе QIWI владельцев кошельков составляет 9 млн человек. Даже если предположить, что 90% кошельков были давно забыты и на них красовались нули или близкие к нулю суммы, всё равно выходит очень красноречивая картина. Даже с таким умозрительным уменьшением числа активных владельцев кошельков выходит, что лишь 5,5% из них потрудились нажать кнопки смартфона, чтобы попытаться вернуть свои деньги.
Впрочем, возможно, после того как с середины лета свои деньги начнут возвращать первые владельцы QIWI–кошельков, число заявлений в адрес АСВ резко увеличится. Ведь только на кошельках с полной идентификацией клиента и лимитом до 600 тыс. рублей до сих пор находится более 1,7 млрд рублей. А всего кошельков только этой категории — 870 тыс. штук.