Станислав Кузнецов: создание единой системы антифрода снизит телефонное мошенничество на 80-90%

Автор фото: Сбер

Надо создавать единую систему с участием банков, мобильных операторов, правоохранительных органов, маркетплейсов, регуляторов, где все участники получали бы одномоментно информацию о мошенничестве, украденном телефонном номере, о том, где точно находятся преступники. Такой подход мог бы резко уменьшить масштаб противоправных действий на 80–90%, заявил заместитель Председателя Правления Сбербанка в ходе дискуссии "Цифровая безопасность клиента. Код доверия нового времени" на ПМЭФ–2024.

Борьба с телефонным мошенничеством требует объединения усилий финансовых структур и регулятора, телекоммуникационных компаний и правоохранительных органов при ужесточении наказания для лиц, занимающихся преступной деятельностью. Об этом заявил заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов на дискуссии «Цифровая безопасность клиента. Код доверия нового времени» в ходе XXVII Петербургского международного экономического форума.
Участниками дискуссии стали представители органов государственной власти и компаний, вовлечённые в разработку предложений по противодействию телефонному мошенничеству. Речь шла о том, что необходимы законодательные инициативы, регулирующие порядок предоставления сим–карт и ответственность за их неправомерное использование. С другой стороны, не менее важно повышать цифровую грамотность граждан.
Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:
Тема телефонного мошенничества чрезвычайно актуальна для нашей страны. Сегодня это огромная отрасль с миллиардными оборотами, с колоссальным числом вовлечённых в преступную деятельность людей и миллионами пострадавших. Тем не менее многие кредитные организации научились бороться с этим злом. В Сбере, например, эффективность составляет 99,8%. Наши алгоритмы искусственного интеллекта с высочайшей точностью определяют, что идёт мошенническая операция, и мы можем её блокировать.
По словам Станислава Кузнецова, одна из необходимых мер — выявление так называемых дропов, то есть людей, которые участвуют в выводе преступно полученных средств. При этом деньги выводятся по–разному, даже с помощью компьютерных игр. По словам спикера, сегодня около 2 млн человек являются дропами. Сбер умеет эффективно определять таких преступников, как используя собственные антифрод–системы, так и сотрудничая с телекомами.
Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:
Если говорить о телекомах, то с большой четвёркой идёт активное взаимодействие. Однако в стране действует около 650 региональных компаний, ряд из которых не уделяет проблеме внимания. Происходит то, что мы называем отсутствием управления защитой. Идёт бесконтрольная продажа сим–карт для граждан зарубежья — для этого требуется лишь идентификация по ID–карте, которую можно очень быстро подделать. Это целый бизнес, целая отрасль. Следует продавать сим–карты только по паспорту. Но это предложение пока только обсуждается.
Для борьбы с телефонным мошенничеством нам надо объединить усилия финансовых организаций, которые имеют антифрод–системы лучшего качества, лучшие возможности и состыкованы с FinCERTом Банка России. Такие же комплексы должны возникнуть у телекомов, и в системе правоохранительных органов. В идеале их надо связать в единую систему, где все участники получали бы одномоментно информацию о мошенничестве, украденном телефонном номере, о том, где точно находятся преступники. Такой подход мог бы резко уменьшить масштаб противоправных действий на 80–90%. И, конечно, надо серьёзно ужесточать наказание преступникам, дропам в том числе. Тогда мы вместе, единым фронтом сможем победить это зло.