Для оплаты проезда в петербургском метрополитене по биометрии пилотной выбрана станция метро "Гостиный двор".
По итогам тестирования технологии, которое должно завершиться до конца 2024 года, Смольный примет решение о дальнейшем масштабировании проекта на другие станции.
Первым шагом для реализации проекта оплаты проезда в метрополитене по биометрии стало соглашение о сотрудничестве в рамках ПМЭФ-2024, которое 7 июня подписали президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин и губернатор Петербурга Александр Беглов.
“
"По поручению президента России в Петербурге проводятся масштабные преобразования в транспортной сфере. Внедрена новая модель транспортного обслуживания пассажиров. Транспортные предприятия закупили порядка 3,5 тысяч современных и экологичных автобусов. Петербург в рейтинге регионов получил наивысшую оценку по цифровизации транспорта. В ближайшей перспективе запуск оплаты при помощи биометрии. Наш город сделает важный шаг в развитии транспорта и цифровых технологий. Будем тестировать этот проект с нашим давним надежным партнером — банком ВТБ", — заявил губернатор Александр Беглов.
Первоначально технология будет тестироваться на закрытой фокус-группе — работниках метро или сотрудниках банка. Заказчик, ГУП "Петербургский метрополитен", будет оценивать скорость работы турникета (на оплату и открытие турникета должно уходить не более 1,5 секунд), надёжность и отказоустойчивость системы. По результатам испытаний будет приниматься решение об открытом тестировании на реальном пассажиропотоке.
В московском метрополитене на всех станциях аналогичный сервис запущен в 2021 году. Как сообщил "Деловому Петербургу" старший вице-президент ВТБ Александр Боциев, для оплаты по биометрии в метро Петербурга необходимо иметь зарегистрированную биометрию в Единой Биометрической системе (ЕБС). Затем в качестве платёжного инструмента к ней можно "привязать" банковскую карту любого российского банка.
Все затраты на установку оборудования банк берёт на себя. При этом не затрагивается уже установленное и действующее оборудование (для оплаты жетонами, банковскими картами, "Подорожниками", Единой картой петербуржца, различными транспортными приложениями и по бесконтактной технологии).
“
"Мы не ограничиваем пилот только клиентами банка ВТБ, повторюсь, для оплаты можно привязать карты любых российских банков, — отметил Александр Боциев. — Дальнейшее масштабирование сервиса в части подключения различных платёжных инструментов, например, Системы быстрых платежей или “Подорожника”, будет определяться комитетом по транспорту Петербурга".
В Москве при суточном пассажиропотоке в метро в 9 млн человек на оплату по биометрии в среднем приходится около 150 тыс. транзакций. Все биометрические данные пользователей хранятся в ЕБС, владелец биометрии (пользователь) самостоятельно принимает решение о выдаче разрешений на право использования своего биометрического вектора как в целях оплаты услуг, так и для использования в нефинансовых сервисах.
Контур лица (также его ещё называют "слепок"), взятый из ЕБС для "привязки" к оплате проезда в метро, в других целях использовать не получится.
"Мы расширяем существующее количество способов для оплаты проезда на транспорте, — отметил Александр Боциев. — Наш почти трёхлетний опыт технологии в Москве показал, что оплата по биометрии является самой быстрой, бесперебойной и безопасной. Плюс этот способ оплаты невозможно забыть дома".