Сегодня — день рождения Санкт–Петербурга, День города. Ровно 321 год назад Пётр I заложил крепость на Заячьем острове, вокруг которой и начала формироваться новая столица Российской империи.
Петербург стал деловым не просто с первого дня своего существования, а даже раньше. 1 мая 1703 года русские войска заняли Ниеншанц, и сразу после этого Пётр I объявил "промоакцию". Он передал западным дипломатам, что первый шкипер, который приведёт в Шлотбург (так переименовали взятый город) своё судно, получит 500 червонцев, второй — 300 червонцев, а третий — 100. Заманивать торговцев столь щедрыми премиями приходилось не просто для раскрутки нового торгового хаба. На Балтийском море шли боевые действия Северной войны, так что торговое мореходство имело немалые риски.
Тем не менее первое судно не заставило себя долго ждать — оно вошло в устье Невы в начале ноября, но причалило не к Шлотбургу, а, как сообщили московские "Ведомости", "к Санктпитербурху". Это был голландский галиот "с товары, с питьями и с солью". Его капитан Ян Гилбранд не просто получил 500 золотых, но был принят в доме губернатора Александра Меншикова. Кроме того, по сведениям издания, всем матросам выдали по 300 ефимок (серебряных талеров). Находившиеся же на судне товары были приобретены "повольною ценою", говорилось в заметке.
Далее в том же 1703 году на Троицкой площади Пётр I повелевает построить Биржу, "дабы всероссийское купечество, яко рассыпанную храмину, паки собирать". Это начинание хорошо иллюстрирует подходы будущего императора к администрированию экономики: с одной стороны, купцам гарантировалась неприкосновенность на период торгов, с другой — наказания за прогулы торговых сессий.
Мощным стимулом развития промышленности Петербурга стал госзаказ. Петру I нужен был флот, и в ноябре 1704 года он закладывает Адмиралтейство.
Строительство нового города требовало большого количества рабочей силы. Общеизвестно, как рабочих сгоняли "на ударные стройки" со всей страны. Менее известен тот факт, что царь достаточно быстро пришёл к выводу о низкой эффективности принудительного труда и сделал ставку на привлечение вольнонаёмных работников. Так в Петербурге начала формироваться строительная отрасль.
321 год спустя Петербург продолжает искать новые идеи для развития бизнеса, но в любом случае остаётся деловым. Стало быть, дело Петра I живо.