От 30% до 45% всей выручки застройщикам приносят двухкомнатные квартиры

Эксперты премии Urban проанализировали, какой тип недвижимости обеспечил московским застройщикам наибольший объём денежных поступлений в 2023 году. Выяснилось, что самым стабильным источником выручки служат квартиры с двумя спальнями. За счёт их реализации формируется 30–40% корпоративной кассы, в отдельных случаях — до 45%. При этом финансовое благополучие сразу четырёх топовых девелоперов (ГК «ПИК», Группа «ЛСР», Группа «Аквилон», AFI Development) больше чем наполовину поддерживается продажами малогабаритного жилья — студий и «однушек».

Исследование охватывает статистику по 25 ведущим компаниям на московском рынке недвижимости. Не учитывались квартиры элит–класса (по причине распространенности среди них нестандартных и уникальных планировок), а также апартаменты.
Если рассматривать абсолютные показатели, то почти во всех планировочных категориях по выручке лидирует ГК «ПИК». Она заработала на студиях 53,81 млрд рублей, на однокомнатных квартирах — 114,6 млрд рублей, на двухкомнатных — 112,44 млрд рублей, на трёхкомнатных — 42,38 млрд рублей. Единственное исключение — юниты с четырьмя и более комнатами. Самым успешным продавцом подобной недвижимости выступает ГК «А101» (10,53 млрд рублей). Она же занимает второе место в зачёте трёхспальных квартир (32,47 млрд рублей). В свою очередь, «Донстрой» отметился высокими сборами в категории одно– и двухкомнатных лотов — 37,48 и 58,33 млрд рублей соответственно. Что касается студий, то более 10 млрд рублей на этом продукте выручили всего четыре структуры. Помимо ГК «ПИК», это Группа «ЛСР» (16,53 млрд рублей), ГК «А101» (14,16 млрд рублей) и Группа «Самолёт» (11,99 млрд рублей).
Аномальными показателями выделяется Aeon Development. Четыре пятых её корпоративной кассы складываются из средств, полученных от реализации трёхкомнатных и многокомнатных лотов (в равной пропорции), а совокупная доля студий и «однушек» не дотягивает и до 0,5%. Наиболее сбалансированная структура выручки наблюдается у ГК «Основа», ГК «А101», Level Group и MR Group.
Согласно данным Urban, в финансовой статистике большинства крупных застройщиков удельный вес студий не превышает 7%. У пяти компаний (Asterus, «Самолёт», «Основа», «А101» и «Гранель») эта пропорция варьируется в пределах 9–11,5%. Более высокие значения характерны для «Стройкома» (15,8%), ГК «ПИК» (16,6%), Группы «ЛСР» (22,1%), Группы «Аквилон» (23,6%). Стратегическую важность студии представляют для AFI Development. Им корпорация обязана третьей частью своей выручки (это больше, чем поступило от реализации любых других типов жилья).
Доля однокомнатных квартир, как правило, составляет 15–35%. За границами этого коридора оказались пять застройщиков: ниже — «Инград» (6,6%), «Гранель» (11,6%) и Tekta Group (12,1%), чуть выше — «РГ–Девелопмент» (35,2%) и Группа «Аквилон» (35,3%). Главной опорой для строительного бизнеса по–прежнему остаются лоты с двумя спальнями. С ними связано порядка 30–40% всей денежной массы. Сильнее всего на реализацию юнитов с двуспальной планировкой ориентированы такие структуры, как «Донстрой» (45,9%), Asterus (45,3%) и концерн «Крост» (43,7%).
Применительно к трёхкомнатным квартирам нормой может считаться 13–26%. В то же время на рынке присутствуют восемь девелоперов из первого эшелона с показателем в 32–39%. Это по преимуществу компании, работающие в сегментах «премиум» и «бизнес» (Aeon Development, Sminex–Интеко, Tekta Group, «Абсолют Недвижимость», ГК «Пионер, «Инград», «Кортрос»), плюс ГК «Гранель». Продажи многокомнатных объектов играют существенную роль лишь для некоторых участников столичной стройиндустрии. За 20% их вес выходит у Sminex–Интеко, Tekta Group, «Инграда» и упомянутой Aeon Development. У ГК «Пионер» он равен 16,3%. Результаты еще четырёх компаний (Группа «Эталон», ГК «Основа», Level Group, «Кортрос») заключены в диапазоне 10–11,5%. У всех прочих продавцов жилья квартиры с четырьмя и более комнатами не покрывают даже одной десятой в общем объёме кассы.
«Финансовая подпитка большинства топовых застройщиков происходит благодаря двух– и трёхкомнатным квартирам. Но в структуре выручки ГК «ПИК», Группы «Аквилон», Группы «ЛСР» и AFI Development больше половины средств — это деньги, выплаченные покупателями студий и однокомнатных квартир, — акцентирует внимание учредитель и генеральный директор первой сертификации по оценке потребительских качеств новостроек Urban Grade и главной премии в области недвижимости Urban Ольга Хасанова. — Перечисленным компаниям удалось в условиях непростой экономической ситуации мобилизовать сравнительно небогатую часть потребительской аудитории и добиться эффективного взаимодействия с ней. Тем самым, своевременная ставка на максимальное насыщение экспозиции малогабаритным предложением полностью себя оправдала».