Питерский West Coast: как меняется район вдоль левого берега Невы

Последние годы активно осваивается и развивается западная часть Невского района. "ДП" рассказывает, как и почему это недооценённое ранее место становится всё более привлекательным.

Невский район Петербурга — единственный, расположенный на обоих берегах Невы. Если правобережная его часть застраивалась в основном в советское время домами массовых серий, то облик левого берега формировался ещё с XVIII столетия. За несколько веков кварталы от площади Александра Невского до Рыбацкого получили довольно неоднородную структуру — там есть и дореволюционная застройка, и "сталинки", и "хрущёвки". Всё это до недавнего времени перемежалось внушительными по площади промзонами. Но с каждым годом промышленных земель становится всё меньше и на её место приходят современные жилые кварталы.
Мосты улучшат связь
Параллельно с новым строительством развивается и инфраструктура западной части района. Крупнейший за последнее время проект — Большой Смоленский мост, который свяжет оба берега Невы. Дирекция транспортного строительства недавно подписала контракт с АО "Дороги и Мосты" на подготовку территории для строительства переправы. На левом берегу к улично-дорожной сети мост подключат через развязку на пересечении проспектов Обуховской Обороны и Большого Смоленского. Переправу должны достроить до конца 2029 года, она обеспечит транспортную связь между северными и южными районами города в обход центра Петербурга.
Другой важный для данной локации инфраструктурный проект — реконструкция Цимбалинского путепровода в створе улиц Белы Куна и Цимбалина. Дирекция транспортного строительства также уже заключила контракт с АО "ПО "Возрождение" на проведение работ. После реконструкции виадук расширится с 2 до 4 полос и увеличит пропускную способность, обеспечивая комфортное передвижение между Невским и Фрунзенским районами. Реконструкцию планируется завершить к 2027 году. В обозримом будущем через Невский район пройдёт и Широтная магистраль скоростного движения, которая свяжет ЗСД с Кольцевой.
Даже не считая новых проектов, западная часть Невского района и сегодня хорошо обеспечена транспортной инфраструктурой. Из любого места на автомобиле можно быстро добраться сразу до двух развязок КАД — по Народной улице или проспекту Обуховской обороны. Развит и общественный транспорт — только на левом берегу есть пять станций метро, достаточно и маршрутов наземного транспорта, который отправляется в центр, южные районы, а также на правый берег Невы.
У реки, в тени деревьев
Привлекательна эта часть Невского района ещё и обилием зелени. Самый известный из парков — им. Бабушкина, расположенный на одноименной улице. Тут старинные аллеи, много аттракционов, проводятся различные мероприятия для детей и взрослых, можно посмотреть на движущиеся фигуры динозавров в натуральную величину.
Ещё одна популярная зона отдыха — общественное пространство на берегах Ивановского карьера. Здесь недавно были обустроены детские и спортивные площадки — зона для подвижного отдыха включает тренажеры и площадку для скейтбординга, дорожки для бега и велосипедных прогулок. Высажены более 600 деревьев — лип, дубов, ив, берез, елей и лиственниц.
Не так давно был благоустроен бульвар Ленинградских Мукомолов вдоль проспекта Обуховской Обороны. Там восстановили газоны и пешеходные дорожки, высадили кустарники, установили скамейки, устроили спуски к воде. Зелёная зона примыкает к воссозданному в прошлом году Храму иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость (с грошиками)". Территория вокруг церкви также преобразилась: рядом открыли модную кофейню, сделали детскую площадку и парковки.
Застройщики в поисках видов
Согласно аналитике Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость", предложение нового жилья в Невском районе продолжает с каждым годом расти. За прошлый год было сдано 481,7 тыс. м2, что в 2,2 раза больше, чем в 2022-м. Это самый высокий показатель по вводу жилья в районе за последние 3 года. Активно растёт и спрос. Его объём за 2023-й составил 8,3 тыс. квартир. Это 13% от общего количества сделок по нашему городу и 9% — по Петербургской агломерации.
Основная застройка бывших промзон западной части Невского района сейчас ведётся в кварталах недалеко от станций метро "Ломоносовская" и "Елизаровская". Подобные локации позволяют строить относительно небольшие объекты уже в окружении сложившейся инфраструктуры.
"Учитывая ограниченный объем предложения ликвидных лотов на земельном рынке, строительные компании начали активно осваивать бывшие промышленные территории, имеющие привлекательное расположение: близость к центру, обжитые районы, действующую инфраструктуру. Все эти характеристики как раз присутствуют у бывшей "заводской" части Невского района. Наибольшим спросом традиционно пользуются квартиры с видом на Неву", — рассказала руководитель Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" (Setl Group) Ольга Трошева.
Меньше народа — больше кислорода
Последним на данный момент жилым комплексом, который начали строить на левом берегу Невы, стал "Астра Континенталь" от Setl Group. Он расположен между проспектом Обуховской Обороны, Большим Смоленским проспектом и улицей Седова, как раз недалеко от метро "Елизаровская". В новых домах будет всего 12 этажей.
В отделке фасадов будут использованы керамогранит и облицовочный кирпич с объёмной кладкой, а также витражное остекление. Каждый дом получит свой индивидуальный облик, а объединит их общая благоустроенная территория. Проектом предусмотрены востребованные среди покупателей квартиры, из которых открываются панорамные виды на Неву. Новый проект с точки зрения как архитектуры, так и класса жилья, станет логичным продолжением строящегося напротив комплекса Astra Marine.
По словам руководителя архитектурного бюро "А. Лен" Сергея Орешкина, работавшего над проектами "Астра Континенталь" и Astra Marine, в квартале будет очень небольшой коэффициент использования территории (КИТ) — количество квадратных метров жилья, которое можно построить на одном гектаре. Здесь он будет равен единице и составит около 10 тыс. м2. Для сравнения — в Кудрово или Мурино до всех регуляций градостроительного законодательства коэффициент составлял 2,7, то есть 27 тыс. м2 на гектар.
"Центром притяжения нового квартала станет променад протяжённостью более километра. Эта зелёная зона будет насыщена современными элементами благоустройства, выполненными по собственным стандартам застройщика, являющимся сегодня наиболее интересными, — говорит Сергей Орешкин. — Нам, как архитекторам, показалось более целесообразным сформировать такой крупный парк, нежели создавать в каждом дворе по маленькому скверику. К рекреационной зоне примкнут детские сады и школы, таким образом, ребята смогут гулять не только на своих площадках, но и на всей этой территории".
В новом жилом квартале построят 3 детских сада на 700 мест и общеобразовательная школа на 1850 мест. В одном из жилых корпусов разместится комьюнити-центр, где будет находится коворкинг с кофе-пойнт, студия фитнеса, творчества, а также детский клуб для самых маленьких жителей. Возле второго корпуса, со стороны пр. Обуховской Обороны, застройщик благоустроит масштабный парк "Город Спорта". Это универсальная многофункциональная площадка как для взрослых, так и для детей всех возрастов.
Лучшее, конечно, впереди
"Учитывая всё вышеперечисленное, это будет сильный и конкурентоспособный проект, который оттянет покупателей из других районов, например, с Охты. Здесь не надо переезжать через Неву, когда ты едешь в центральную или южную части города — это всегда проблема из-за мостов и пробок. Движение по Обуховской Обороны и по улице Седова гораздо комфортнее, чем по той стороне Невы, где застройка плотнее. А с учётом строительства Большого Смоленского моста ситуация ещё улучшится — качество и статус локации резко повысятся", — уверен глава бюро "А. Лен".
Согласно прогнозам экспертов, территории в окрестностях проспекта Обуховской Обороны и улицы Седова будут развиваться и далее — там остаётся ещё довольно много в прошлом заводских, но при этом ныне удобно расположенных участков. Их редевелопмент также неизбежен. Это позволяет продолжить строить там жильё класса комфорт-плюс.