Метрополитен Петербурга остался без поддержки американского ПО

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Петербургский метрополитен проиграл суд, связанный с программным обеспечением американской компании VMware.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отклонил иск ГУП "Петербургский метрополитен" к ООО "Легасофт" (Смоленск), поставщику программного обеспечения, о взыскании 14,5 млн рублей неосновательного обогащения.
В июле 2021 года ГУП закупило в "Легасофте" сертификаты технической поддержки ПО платформы виртуализации за 18,1 млн рублей. По условиям договора поставщик гарантировал техподдержку и обновление ПО от VMware в течение 36 месяцев с момента начала действия договора, рассказали "ДП" в пресс–службе петербургской подземки.
"С помощью подобного ПО метрополитен может создавать виртуальные машины, запускать на них большое количество приложений и эффективнее распределять вычислительные мощности, улучшая производительность и гибкость системы", — говорит коммерческий директор Art Engineering Артём Стенюшкин.
В марте 2022 года VMware остановила поддержку своих облачных платформ в России. ПО американского вендора использовалось в стране как для публичных, так и для частных облачных сервисов многими компаниями. Соответственно, прекратились техническая поддержка и обновление ПО по сертификатам, приобретённым подземкой у "Легасофта".
"В моменте есть шанс, что это не повлияет на работоспособность и функционирование системы, но с течением времени будет происходить эффект накапливания. Впоследствии можно оказаться с большим списком нерешённых вопросов и возникших ошибок / багов. Фактически это может привести к катастрофе в ведении бизнеса: есть риск невозможности продолжения использования существующей системы", — считает генеральный директор vStack Евгений Карпов.
Платформам виртуализации, как любому ПО, совершенно точно необходима постоянная техническая поддержка, добавляет Артём Стенюшкин. По его мнению, без постоянной технической поддержки невозможно будет обновлять и модернизировать платформу виртуализации, что станет причиной уязвимости системы и может увеличить риск кибератак, число которых в нашей стране с 2022 года постоянно растёт.
"Метрополитен обратился к продавцу сертификатов с предложением вернуть часть денег, но “Легасофт” ответил отказом", — уточнили в ГУП. И в марте 2023 года Петербургский метрополитен пошёл в суд.
Арбитраж отказался удовлетворить иск, указав, что предприятие не представило доказательств наличия сбоев, ошибок, уязвимостей в программных продуктах, являющихся предметом спора.
"Общими мазками суд не совсем логично изложил обстоятельства дела и положения заключённого договора, но основная мысль прослеживается достаточно однозначно", — отмечает управляющий партнёр юридической фирмы Legal to Business Светлана Гузь. Во–первых, не совсем понятно, почему ГУП строило свою позицию не на конкретных фактах нарушения договорных условий, а пыталось доказать наличие неосновательного обогащения, которое всё–таки является одним из видов внедоговорной ответственности. Во–вторых, отмечает эксперт, видится сомнительным обращение с иском именно к "Легасофту", учитывая тот факт, что отключение от сервиса поддержки произведено самим вендором VMware при наличии службы поддержки у исполнителя по договору.
Метрополитен намерен подать апелляционную жалобу, но Светлана Гузь считает минимальной вероятность пересмотра решения из–за отсутствия прямых доказательств нарушения условий договора.
"Легасофт" не ответил на запрос "ДП".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.