Психологическое благополучие названо перспективным трендом российского образования

"Психодемия" приняла участие в исследовании Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и Ultimate Education о трендах российского образования. Одним из ведущих направлений в 2024 году станет психологическое благополучие.
Результаты исследования были озвученным на конференции "Катализатор инноваций в образовании 2023" 21 декабря. В ходе опроса более 750 инноваторов образования, студентов онлайн-школ и экспертов отметили, какие из общемировых трендов наиболее актуальными для России. Среди них оказалась группа трендов, направленных на создание благоприятной психологической среды — педагогика отношений, педагогика заботы и сближение контекстов обучения и обучающегося.
Важность педагогики отношений отметили 48% инноваторов и 29% студентов. Тренд подразумевает комфортные условия и учет личностных особенностей всех акторов образования.
"Если мы признаем, что каждый учащийся имеет право голоса и право выбора, можно говорить о гуманизации образования. В сознании многих родителей уже представлена доминанта ценности личности своего ребенка, его благополучия, учета его потребностей, интересов и устремлений", — рассказывает Алексей Обухов, доцент Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук.
Педагогику заботы как ведущий тренд отмечают 35% инноваторов и 36% студентов. Этот тренд фокусируется на эмпатии и развитии учащихся в поддерживающей среде.
"Сейчас рынку важно уделять внимание отдельно качественной заботе и качественной педагогике. Чтобы грамотно донести до студента информацию, важно понимать, как её правильно структурировать — этим занимаются методисты. Когда эксперты не прислушиваются к советам методистов — из педагогики заботы исключается и педагогика, и забота", — объясняет Александра Караваева, операционный директор "Психодемии".
Сближение контекстов обучение и обучающегося подчеркивает важность адаптации образовательного контента под культуру студентов для наиболее эффективного усвоения информации.
"Адаптировать обучающий контент можно с помощью понимания особенностей психики и обучения. Доказано, что в обучении лучше всего работают эмоциональные триггеры. На личных примерах и примерах коллег информация воспринимается и запоминается лучше, потому что происходит эффект вовлечения", — рассказывает Александра Караваева, операционный директор "Психодемии".