Крупных агрегаторов вряд ли заставят платить налоги в бюджет Петербурга

Если Петербург хочет получать свой "кусок пирога" от платежей крупных компаний–агрегаторов, то городским властям следует задуматься о создании привлекательных для них условий ведения бизнеса.

Петербургские депутаты находятся в перманентном противостоянии с работающими в городе компаниями–агрегаторами по прокату электросамокатов, каршерингу и вызову такси. В октябре 2023 года спикер петербургского парламента Александр Бельский охарактеризовал их как "проблему, которая к тому же не приносит доходов в бюджет". А постоянная комиссия ЗакСа по транспорту периодически высказывает недовольство относительно отправляющихся в Москву налоговых сборов с каршеринговых сервисов и недостаточного контроля за денежными потоками в такси, которые якобы огибают бюджет Петербурга.
Но "дробить" бизнес отдельно под каждый регион крупным компаниям объективно невыгодно. Как минимум это вызывает увеличение издержек, а как максимум — вопросы со стороны налоговой службы.

Ничего личного

Как правило, агрегаторы действительно регистрируются в одном месте, так как их услуги доступны по всей стране и обязанности регистрироваться в каждом регионе у них нет. При регистрации, например, такси, кикшеринга или доставки еды обычно используется агентский договор. Компания, которой принадлежит онлайн–площадка, заключает его с одной категорией пользователей (обычно через акцепт оферты на сайте) — чаще всего с работающими на платформе исполнителями или продавцами. С категорией пользователей–потребителей заключается, как правило, лицензионный договор о предоставлении доступа к сервису.
"На практике для запуска проекта можно самостоятельно придумывать юридические и договорные модели с соблюдением общих норм гражданского права. Однако такой подход приводит к тому, что многие вопросы остаются непроработанными (налоговая нагрузка, система расчётов, возможность регистрации разных юридических лиц в разных городах). Деятельность агрегаторов должна базироваться на чётком правовом основании и состоять из норм законодательства, регулирующих его работу", — комментирует ситуацию доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт–Петербург Линда Рыжих.
Многие, например "Яндекс.Драйв", "Юрент" (предлагает франчайзинговый договор в качестве сотрудничества), зарегистрированы в Москве. "Основной принцип — минимизация расходной части в виде налогов и получение преференций в будущем. Здесь нет никакого принципа по городам, компании идут туда, где для них существуют более комфортные условия. Далее они осуществляют деятельность уже на территории всей страны, если не открывают обособленные подразделения", — говорит основатель сервиса экстренной юридической помощи AdvoCall, управляющий партнёр адвокатского бюро Kaloy.ru Калой Ахильгов.
Он уверен, что если у депутатов есть инициатива, чтобы агрегаторы регистрировались в Петербурге, то в городе нужно создавать соответствующие условия для бизнеса и стимулирующие программы.
Линда Рыжих при этом считает, что, если бы налоговые средства от деятельности транспортных агрегаторов оставались в городе, они могли бы рационально использоваться для создания необходимой инфраструктуры, обеспечивающей пешеходную безопасность.

Чистая бюрократия

Большинство агрегаторов, к которым обратился "ДП", не ответили на запрос о своей позиции по поводу регистрации и уплаты налогов в конкретных регионах. В Whoosh напомнили, что на момент зарождения сервиса его основатели (Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев, Олег Журавлев) жили в Москве. Логично, что именно в столице и была зарегистрирована компания, там же началась операционная деятельность, появилась команда, рабочие места, офис. Таким же образом, вероятнее всего, рассуждали и создатели других проектов.
В теории компании, конечно, могли бы открывать разные юрлица в регионах, чтобы платить налоги там, где генерируется выручка. Но на практике это вылилось бы в чистую бюрократию, которая повлекла бы за собой рост издержек. И это не говоря уже о том, что в некоторых регионах агрегаторы попросту отказались бы работать из–за низкой маржинальности.
"Наверное, для крупного бизнеса этот вариант возможен и может быть оправдан при диверсификации производства или направлений деятельности. Для относительно небольших компаний это не выглядит столь привлекательным, поскольку требует как минимум формирования разветвлённой системы управления различными юрлицами, что в конечном итоге приводит к усложнению процессов", — подчёркивают в Whoosh.
Модель ведения бизнеса, подразумевающая регистрацию агрегатором разных юрлиц в регионах, в настоящий момент не распространена, в том числе по причине активной деятельности ФНС и её территориальных подразделений по выявлению фактов незаконного дробления бизнеса. "В основу таких обвинений налоговый орган и закладывает как раз факт ведения предпринимательской деятельности путём создания и регистрации отдельных юридических лиц, ведущих одну и ту же экономическую деятельность, указывая при этом на отсутствие экономического обоснования применения такой модели ведения бизнеса", — поясняет партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Михаил Герман. Следствием таких претензий обычно становятся доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов, а также проведение выездных налоговых проверок, которые могут закончиться в том числе и уголовным преследованием.

Миф о москвичах

Возможно, единственным крупным игроком среди агрегаторов, имеющих множество региональных "дочек", является сервис заказа такси "Максим", появившийся ещё в начале нулевых в Курганской области как традиционный таксопарк. Сегодня, по данным Rusprofile, у группы более полусотни юрлиц под единым управлением, работающих в разных субъектах РФ. В Петербурге при этом агрегатор представлен через ООО "Максим–Петрозаводск", зарегистрированное в Карелии.
Интересно, что фактически из семи официально работающих в Петербурге служб заказа такси "москвич" вообще только один — "Яндекс.Такси". Но именно он и занимает наибольшую долю рынка.
Его ближайший конкурент "Ситимобил" хотя и работает по всей России, в том числе и в столице, но платит налоги в Петербурге. Также в городском бюджете остаются сборы и с небольших местных игроков — "Такси 068", "Такси 6000000", We Go.
Сервис Drivee (ранее InDriver), занимавший в 2022 году второе место по доле заказов такси в Москве после "Яндекса", имеет якутскую прописку и платит налоги там. О претензиях столичной мэрии по этому поводу к компании, по крайней мере в публичном поле, никакой информации нет.

Неуловимые налоги

Петербургские депутаты высказывают недовольство относительно всей системы работы, сложившейся на рынке перевозок. Как указывают в постоянной комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, подключённые к агрегаторам таксопарки–партнёры, как правило, не нанимают водителей в штат, а заключают с ними агентские договоры. В итоге таксопарки платят только налоги со взимаемой с шофёров комиссии. При этом последние якобы часто уклоняются от уплаты НДФЛ, от чего страдает региональный бюджет, а органы ФНС "не обладают ресурсами", чтобы обеспечить собираемость с них налогов.
В качестве одного из вариантов решения проблемы комиссия предлагает предоставить таксистам специальный налоговый статус, обязав водителей платить налог по единой ставке 4%, что должно замотивировать их к легализации. Но идея может показаться излишней, потому как аналогичные возможности по факту уже существуют.
Как указывает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, новый закон, регулирующий отрасль, который вступил в силу с 1 сентября этого года, дал право таксистам–физлицам легально работать в статусе самозанятого напрямую с агрегаторами — и платить те же 4% налога в региональный бюджет. Но жаждущих работать в таком статусе сейчас крайне мало, отмечает эксперт. Среди причин нежелания легализовываться — недоступность получения ОСАГО для такси, вопросы с прохождением медицинских осмотров и ТО автомобиля, а также понятных стимулов становиться добросовестными налогоплательщиками.
"Что касается работы по агентским договорам — такая возможность предусматривается Гражданским кодексом. Также есть положения Налогового кодекса, которые обязывают любого гражданина, получающего доход, уплачивать НДФЛ. Поэтому сбор платежей с физических лиц — это вопросы подхода фискальных органов. И утверждать, что проблема в водителях такси, будет неправильно", — считает Ирина Зарипова.
По мнению Линды Рыжих, агрегаторы могли бы стать налоговыми агентами самозанятых и предприятий, которые работают на их площадках. Но тогда им придётся контролировать доход своих партнёров, платить за них взносы в Пенсионный фонд, всё это затруднит работу сервисов и добавит им обязательств. "Также агрегаторы могли бы увеличивать доходы региональной казны в виде налогов, если бы применяли патентную систему в отношении своих партнёров", — отмечает эксперт.

Обозначить выгоду

Опрошенные "ДП" эксперты допускают, что стимулировать рост числа регистраций агрегаторов в Петербурге могло бы введение в городе дополнительных мер поддержки бизнеса. "Для новых компаний, которые только вышли на рынок или имеют намерения выйти, это может быть существенным стимулом на начальном этапе. Подобные меры по сути являются проявлением партнёрского диалога между властью и бизнесом, когда каждая сторона действует в общем и едином синергетическом симбиозе", — говорят в Whoosh.
По мнению Линды Рыжих, на уровне правительства РФ нужно разработать программу, в соответствии с которой распределение доходов агрегаторов в разных регионах будет соизмеримо с теми издержками, которые несут субъекты Федерации. "Эти меры должны способствовать тому, чтобы агрегаторам, осуществляющим деятельность в Петербурге, было выгодно регистрировать свои юридические лица именно в этом городе. Для них необходимо создать привлекательные условия, основанные в том числе на финансовой поддержке из городского бюджета. В данном случае полезен опыт Москвы", — подчёркивает она.
Петербург получает деньги от тех, кто работает с агрегаторами в качестве партнёров. Разумеется, любой регион заинтересован в том, чтобы прибыльный бизнес был зарегистрирован на его территории. Но для этого нужно создать привлекательные условия, в том числе налоговые. Агрегаторы пользуются устойчивым спросом, их доходы растут, поскольку их использование удобно клиенту. Пользователи сегодня уже вряд ли будут менять свои привычки. Что касается тех, кто непосредственно оказывает сервис, у них не такой большой выбор даже среди этих агрегаторов во всех сферах. Если говорить о такси, доставке еды, то те, кто выбирает это формой заработка, стараются зарегистрироваться во всех доступных агрегаторах. Отказаться от такого крупного партнёра, как "Яндекс" (учитывая, что он приобрёл Delivery), невозможно, так как большинство заказов генерирует именно он.
Александр Балакирев
специалист юридической компании "Интерцессия"
Рынок агрегаторов динамично развивается. Потенциал его роста далеко не исчерпан. В условиях падения реальных доходов населения продажи в офлайн–магазинах снижаются. Они вынуждены закладывать в стоимость товаров свои расходы, как минимум на аренду помещения. Понятно, что онлайн–площадки выигрывают конкуренцию по цене, а также ассортименту, удобству покупки. То же самое касается агрегаторов еды, такси, заказа билетов. В структуре нашей компании (мы занимаемся финансированием селлеров) маркетплейсы и агрегаторы второй год подряд лидируют по количеству заявок и объёмам. Без постоянного роста инвестиций в технологии, масштабирования бизнеса конкурировать на этих рынках сложно.
Марина Кашина
сооснователь и исполнительный директор компании Lemon.Online
Для регистрации юридических лиц компаниям придётся создавать свои филиалы в Петербурге. Альтернативный вариант — работать по франчайзингу с индивидуальными предпринимателями. Также можно обязать регистрироваться водителей, доставщиков в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. Для Петербурга это особенно актуально, так как это город большого туристического потока. Поэтому такие меры поддержки для бизнеса необходимы.
Юлия Гейнц
государственный налоговый инспектор, член совета молодых учёных РЭУ им. Г.В. Плеханова